Страшно звучит, но, наверное, так оно и есть: нынче книг не читают. И добавляют при этом: особенно молодежь. Правда, есть некое не то успокоение, не то оправдание, мол, нынче, если что нужно узнать, нажал на соответствующую клавишу компьютера, влез в интернет и читай — сколько душе угодно. Вранье все это! Если не сказать – самообман. Тут ведь еще надо задаться вопросом: "А что это душе угодно?" Если, скажем, кому-то нужно прочитать неповторимую "Буйволицу" или неповторимых "Трех мушкетеров", то почему бы не взять в руки книги Матевосяна или Дюма. Так ведь куда безопаснее. Читай, сколько хочешь. А влезешь надолго в компьютер, еще неизвестно, к каким недугам это тебя приведет. Это не я. Об этом говорят многочисленные исследования. Короче, проблема есть и её надо решить. А пока мы закрываем глаза на то, что именно молодежь, садясь за компьютер, сразу оказывается в плену запретного плода и притягательности остросюжетной пошлости, кошмара и воспевания разврата. Не буду ударяться в другую крайность и охаивать, отвергать интернет вообще.
Но если я посоветую обязательно прочитать, скажем, книгу "За бортом по своей воле", то вряд ли кто-то кинется искать в интернете книгу Алена Бомбара. Это несерьезно. Часами, сутками, сгорбившись за компьютером, читать сотни страниц.
Ален Бомбар, конечно, не Сервантес и не Толстой, да и вообще дело не в литературных достоинствах его книги. Дело в подвиге, который совершил автор во имя спасения многих и многих людей.
Если бы Алену Бомбару где-то примерно в 1951 году сказали, что он будет включен в почетнейший список ста великих мореплавателей мира, то он не то что удивился бы, но, пожалуй, в недоумении развел бы руками. Ведь он никогда не мечтал быть моряком, даже плавать не умел… Не было у него ни в жилах, ни в душе божьей искры романтика. Скромный врач госпиталя французского порта Булонь обратил внимание на то, что уж больно много моряков погибает при кораблекрушениях не от травм, голода, холода, а от страха, безволия, отчаяния. "Вместо того чтобы поверить в себя, они верили в неизбежность своей неминуемой гибели". И Бомбар решил пойти на сумасшедший эксперимент.
Это было 23 декабря 1952 года. Алену двадцать восемь лет. Накануне французский траулер "Нотр-дам-де-Пейраг" потерпел кораблекрушение и большинство моряков погибли. Сорок три моряка. И Бомбар обратил внимание, что все они были в спасательных жилетах. Шторма не было. Траулер наскочил на камни. И врач не сомневался, что многие погибли от паники и отсутствия веры в себя. Вот и решил оказаться за бортом по своей воле.
Выяснилось, что ежегодно в мире погибает до 50 тысяч человек и среди них около 90% в первые три дня. Именно здесь врач Бомбар начал искать ответы на вопрос: "Почему это происходит?" Ведь за три дня люди не умирают от голода и жажды… Забегая вперед, скажу, что уже в самой книге он обратился к погибшим морякам со словами: "Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха!"
Изучая поведение людей в экстремальных ситуациях, Бомбар определил, что человек может погибнуть задолго до того, как его покинут физические силы, ибо он не верит ни себе, ни в себя. Я лично знал случаи, когда в морозной тундре температура доходила до минус шестидесяти градусов, люди отчаивались и, вместо того чтобы взять себя в руки, сбрасывали теплую одежду. Словом, задача, которую поставил перед собой Ален Бомбар, была не столько чисто медицинской, сколько гуманистической. Он решил отправиться в длительное морское плавание, как говорится, на старой калоше, чтобы убедить людей, что можно победить себя. В таких случаях я повторяю слова великого Нжде: "Прежде всего победить свое поражение”. Не бойтесь всю жизнь повторять эти слова. Они нужны не только каждому из нас, но и народу нашему…
Не буду далее перечислять то, каких успехов добился доктор Бомбар. И все же скажу о главном. Не имея у себя в "калоше" ни грамма пресной воды, ни грамма хлеба, он дрейфовал начиная с 23 декабря 1952 года от берегов Средиземного моря до острова Барбадос в течение 65 дней. "Армения" (волею случая, конечно) прошла по этому маршруту, и мы часто вспоминали французского коллегу, который своим подвигом спас и спасает ежегодно тысячи и тысячи людей планеты. У нас и на борту "Киликии", и сейчас на борту "Армении", и на всем земном шаре на каждом судне обязательно установлены и будут устанавливаться бомбаровские плотики, которые при кораблекрушении спасают многие жизни.
Вот только один из советов Бомбара: если вы окажетесь на плоту в открытом море или океане и у вас не будет питьевой воды, то можете поймать рыбу или достать водоросли и подолгу жевать их, выплевывая мякоть. Вода в них, особенно в рыбе, пресная. Ален Бомбар осуществил свой эксперимент довольно молодым человеком. Ему было всего 28.
А теперь несколько слов о другом мореплавателе, который всем своим "морским творчеством" доказывал людям, что возраст не помеха для реализации дерзких планов. Не случайно этот человек свои плоты и яхты так и называл — "Возраст не помеха". Это Уильям Уиллис. Всю свою жизнь этот английский яхтсмен совершал фантастические переходы по океану большей частью для того, чтобы доказать людям, что человек в летах способен на большее, чем кажется.
Когда весь мир с восторгом говорил, даже спустя многие годы, о плавании легендарного Тура Хейердала и шестерых его единомышленниках — членах команды на плоту "Кон-Тики" от Перу до островов Полинезии, то Уиллис, которому был 61 год, взял да построил свой плот, назвав его по количеству бальсовых стволов "Семь сестричек", и прошел хейердаловский маршрут в одиночку. Правда, не совсем один. С ним были кошка и попугай. Однако этим Уиллис не ограничился. В 70 лет, в 1963 году, он построил плот помощнее, назвал его "Возраст не помеха" и перекрыл рекорд расстояния дрейфа Хейердала в два с половиной раза, находясь на плоту 205 дней. Больше всего был рад успеху Уильяма Уиллиса сам Тур Хейердал, потому что тот лишь доказал, что норвежский ученый и путешественник был прав.
Последнюю свою яхту Уиллис назвал "Малюткой". Ему было тогда 75 лет. Судя по всему, он хорошо знал, что стал обладателем последней в своей жизни яхты. Решил совершить еще один переход через Атлантику. Я рассказывал в одном из репортажей об этой истории. Добавлю лишь, что недавно узнал еще об одной версии гибели этого любящего жизнь человека. Узнав о неизлечимой болезни, Уильямс Уиллис шагнул через низкий борт "Малютки" и ушел из жизни, как герой Джека Лондона Мартин Иден. По крайней мере три месяца кряду все плавсредства Северной Атлантики искали "Малютку". Нашли ее 20 сентября 1968 года. "Малютка" сиротливо качалась на океанских волнах. На борту были паспорт, очки и компас…
Говорят, долгое время в Лондоне при каком-то спортивном клубе функционировала "Группа здоровья" имени Уильяма Уиллиса. Там седовласые мужчины и женщины боролись со старостью. У всех на майках была надпись — "Возраст не помеха".
… Наша бортовая качка не прекращается уже девятые сутки. Все здесь в этом самом южном полушарии по-другому. И волны в океане, и звезды на небе. А почему бы не рассказать об этом?
