Накануне весенне-полевой страды глава государства Серж Саргсян устроил правительству взбучку. Президент выразил недовольство тем фактом, что основа экономики страны — сельское хозяйство — переживает тяжелый спад. Он подчеркнул, что отныне отрасль будет под его пристальным вниманием и частые поездки в село, встречи с фермерами должны стать повседневной практикой в работе министров. Судя по всему, президент взялся за дело всерьез, и членам правительства придется попотеть. Варчапету и министру сельского хозяйства будет труднее других.
СОБСТВЕННО, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТО, ЧТО ОТРАСЛЬ ОКАЗАЛАСЬ в крайне запущенном состоянии, лежит именно на этих двух главных звеньях, оказавшихся не просто слабыми, но и организационно бессильными. Фрагментарный характер многих принятых к исполнению программ не мог привести к комплексному позитивному результату. Если строят насосную станцию для горного села, то поливная вода должна быть доступной для всех фермеров — иначе зачем тратить средства? 70 тыс. гектаров орошаемых земель из-за дороговизны поливной воды выпали из севооборота! Госсубсидии в отдельные годы тоже получал мизерный процент земледельцев из высокогорных общин. В этом году элитные семена получат всего 18 тыс. крестьянских хозяйств из 339 тыс. Постоянная нехватка бюджетных средств превратила сельское хозяйство в остаточную сферу экономики, и его доля в общем объеме инвестиций непрерывно снижалась.
Объединив усилия госструктур в период весенне-полевых работ, можно создать условия для увеличения посевных площадей. Но село и сельское хозяйство нуждаются не в разовой помощи. Пока основой сельскохозяйственного производства остаются мелкие крестьянские хозяйства, рассчитывать на стабильный успех не приходится, одновременная помощь сотням тысяч разрозненных хозяйств практически невозможна. Поэтому задачей номер один остается переход от слов к делу, к решительным действиям по созданию модельных хозяйств. Для сравнения отмечу, что производительность труда наших крестьянских хозяйств в 5 раз ниже, чем в Беларуси, где сохранились крупные сельхозколлективы. Сегодня крестьяне предпочитают работать на платежеспособного соседа, а не обрабатывать собственную землю. Удельный вес наемного труда растет и в 2008 году достиг 30%. Доля доходов крестьян (денежных и неденежных) за последние годы от сельскохозяйственной деятельности сократилась с 53% до 39%. Сама ситуация, как видим, прокладывает путь к объединению хозяйств.
Министр Серго Карапетян заявил о готовности всеми возможными средствами продвигать кооперацию, создавать крупные фермерские хозяйства. Однако, предупреждают специалисты, кооперация сама по себе тоже ничего не решит, если не будут учтены региональная специфика и интересы крестьян. Согласно опросу, фермеры Араратской долины больше заинтересованы в создании кооперативов по совместной обработке земли, приобретении удобрений, реализации продукции. Все, что отныне будет делаться, должно приближать к стратегической цели: построению многоукладного, интенсивного и конкурентоспособного сельского хозяйства.
НАДО ПРИЗНАТЬ, ЧТО ЧАСТЬ ФЕРМЕРОВ ОТКРОВЕННО НЕ ВЕРИТ, что власть намерена и в состоянии навести порядок в отрасли. И такие настроения не беспочвенны. Недавно на столичной ярмарке сельскохозяйственной техники я разговорился с фермером из Лори, который любовно рассматривал выставленный на продажу белорусский трактор. "Этот колесный трактор — настоящий работяга — способен в горных условиях два десятка лет отслужить верой и правдой, но приобрести его мы не можем даже всем селом, — горестно сообщил он мне". "Отчего такая бедность, — спросил я". "Если бы чиновники потрудились вникнуть в проблемы села и решить хотя бы те, что не требуют особых усилий, мы бы жили значительно лучше. Тогда и тракторы можно было бы купить для нашего марза. А если к этому прибавить все излишества, которые позволяют себе высокопоставленные чиновники? Или владельцы капиталов, которые вместо помощи селу строят рестораны? В зеленой зоне, прямо напротив главного учебного корпуса Государственного аграрного университета, некий денежный мешок возводит ресторан-дворец, не уступающий по параметрам президентской резиденции…
…На фоне транжирства мы все время слышим, что у правительства нет денег на те или иные сельские программы. Чтобы поднять село и сельское хозяйство, придется поднатужиться не только чиновникам, но и деловым людям. Авансировать село выгоднее, чем строить объекты общепита. Вот когда денежные люди поймут это и сделают этот шаг, можно будет считать, что жизнь на селе пойдет на поправку, — завершил свой монолог лорийский фермер".
Гром грянул — чиновник перекрестился. Станет ли этот момент поворотным в судьбе села и сельского хозяйства, покажет время. А пока многочисленные крестьянские хозяйства в преддверии весенне-полевых работ ждут обещанной помощи государства.