Логотип

АРМЯНСКИЕ АРХИТЕКТОРЫ СТАМБУЛА

20 сентября в фойе Гюмрийской мэрии была развернута удивительная по значимости и масштабам фотовыставка "Армянские архитекторы европеизируемого Стамбула". В исследованиях темы, в создании объемных фотопланшетов, двух короткометражных фильмов и иллюстрированного альбома Национальному музею-институту архитектуры Армении оказали содействие фонд Гранта Динка и турецкий культурный центр "Истамбул — Европа".

Выставка стала полной неожиданностью не только для нас, но и для турецкой общественности. Дело тут не только в отсутствии дипломатических, культурных и научных связей с Турцией, но и в том, что на протяжении всех столетий в Турции на высоком уровне тщательно затушевывались культурные следы армян.

ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ В СТАМБУЛЕ по инициативе фонда Гранта Динка и культурного центра "Истамбул — Европа" выставка была представлена вниманию турецкой общественности и стала для нее полной неожиданностью, ибо до этого лишь посвященным туркам были известны имена армянских зодчих и их творения. Интересно отметить, что иные из них приняли самое деятельное участие в исследованиях Национального музея-института архитектуры Армении. Так, например, турецким архитектором Гасаном Куруйазчем исследованы и досконально описаны исторические памятники, созданные армянскими архитекторами в стамбульских кварталах Курулуш, Панкалу, Таксим, Чианкир, Тарлапаш, Тийнел, Халатия и т.д. После выставки в декабре прошлого года в Турции впервые во всеуслышание заговорили о значительном вкладе армянских архитекторов в становление Стамбула, в турецкой печати ("Миллиет", "Акшам", "Тараф") появились восторженные отзывы о выставке. В статье "Места совести в оттененных фотографиях Стамбула" ("Тараф", 10.12.2010г.) журналистка Лейла Ипекчи, представив вниманию читателей архитектурные особенности и своеобразие сооружений армянских зодчих, задается вопросом: "Если сегодня Стамбул является крупным городом и гордится своим многозначным прошлым, то не благодаря ли этим сооружениям?"

Директор Национального музея-института архитектуры Армении, доктор-профессор архитектуры Ашот Григорян:

— Помимо музейной работы наш коллектив занимается и исследованиями: собираем данные об армянских архитекторах и архитектуре в масштабе всего мира, в том числе и Турции. До начала исследовательских работ в этой стране нам было известно только то, что в ней с конца XVII века до начала XX столетия жила и творила династия архитекторов Бальян. Выяснилось, что архитекторов армянской национальности было намного больше — свыше 200, а вообще деятельность армянских строителей и архитекторов берет свое начало с основания Византии.

В настоящее время в Стамбуле работают более 150 армянских архитекторов, правда, иные из них сменили свои фамилии на турецкие, но не отрицают своего армянского происхождения. В данной экспозиции представлены работы 40 армянских архитекторов, живших и творивших в Стамбуле до XX века…

В БЕСЕДЕ СО МНОЙ А.ГРИГОРЯН ПОДЧЕРКНУЛ, ЧТО ЕСТЬ МНОГО ОБЩЕГО между архитектурой Гюмри и Карса, что их роднит схожесть с архитектурой Стамбула. Далее он заметил:

— Развернув настоящую выставку в Гюмри, мы надеемся, что гюмрийцы по достоинству оценят ее.

Я не стал разубеждать А.Григоряна и указывать, что на эту уникальную выставку явилось всего несколько местных архитекторов, что после землетрясения все больше разрушаются памятники зодчества, что нынешнее поколение армянских архитекторов отошло от принципов национальной архитектуры: сегодняшняя застройка — это очень часто образцы эклектики, положение не спасает и застройка в стиле "а-ля Гюмри". И все же, несмотря ни на что, я уверен: наступит день, когда на смену нынешним архитекторам придут новые, которые, осознав величие национальной архитектуры, снесут многие нынешние строения и достойно продолжат историю армянской архитектуры.

На выставке группа местных архитекторов вела оживленную беседу. Несколько лет назад один из них побывал в Стамбуле, по его словам, в Турции самая высокооплачиваемая — профессия архитектора: если у него есть заказ, он ежемесячно получает 600 тыс. лир. В разговоре проступал более чем прозрачный и банальный ход их мыслей и психологический настрой. Невольно вспомнился следующий исторический факт.

Трдат Чартарапет был главным архитектором Греции, одним из приближенных монарха (тогда по его проекту воздвигался собор Айя София), когда получил письмо от армянской царицы Катраниде из рода Багратуни, пригласившей Трдата для сооружения Анийского кафедрального собора. Греческий император был поражен решением зодчего уехать в Армению. На все его доводы и посулы Трдат Чартарапет ответил лишь одной фразой: "Айреникс зис канче" ("Меня призывает родина"). Чтобы Армения вновь стала великой страной, зов родины должен быть услышан каждым армянином.