Логотип

НА АРМЯНСКОЙ ПАЛИТРЕ ТЕПЛЫЕ КРАСКИ ШИРАКА

В этом году по инициативе Союза художников РА, земляческого союза "Лорва дзор" и фонда "Пюник" в честь 20-летия независимости Армении в марзах республики осуществляется программа "Армянская палитра". В программе по Ширакской области приняли участие 32 художника из Еревана и Гюмри, среди которых были и шесть будущих художников — студенты ереванских и гюмрийских вузов.

Итогом десятидневной работы художников под открытым небом стало создание 150 живописных работ, в основном исполненных маслом, а 130 из них решением жюри были представлены на днях вниманию гюмрийцев на выставке в Доме-музее художниц сестер Асламазян.

В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ХУДОЖНИКИ ПОСЕТИЛИ ДОМ-МУЗЕЙ МИНАСА АВЕТИСЯНА В ДЖАДЖУРЕ, встретились на мастер-классе со студентами отделения живописи Гюмрийской академии искусств. По их просьбе была организована поездка к Ани. На площадке, откуда просматривается вся местность, художники развернули свои мольберты, чтобы запечатлеть древнюю столицу Армении.

Среди ереванских художников немало ширакцев. Владимир Григорян представил нашему вниманию Ани, Мармашенский монастырь и кусочек городского пейзажа своего города детства и юности. Казалось, безутешные эти панорамы должны были навеять грусть и тоску, однако у В.Григоряна они звучат жизнеутверждающе: даже гюмрийские строения без окон и дверей, с разобранными крышами наполнены теплом и светом.

Богаты и красочны работы другого ширакца — профессора Лемса Нерсисяна. Но меня больше всего поразило буйство красок заслуженного художника РА Гранта Тадевосяна. Поразила несовместимость биографии художника с его мироощущением: он родился и жил в Артике, отец погиб на войне, вскоре умерла и мать. Так как родители были детдомовцами, не было ни дальних, ни близких родственников. Малолетнего ребенка отдали в детский дом. Можно представить, как жил он все эти годы. Кстати, в Армении бедствуют и самые именитые художники: в свое время фрески, заказанные Минасу Аветисяну промышленными предприятиями Ленинакана и колхозами Ширакской области, имели простую цель — поправить финансовое положение художника.

Участники программы "Армянская палитра" прошлись от Аричаванка до приграничного села Бавра, от Ани до Амасии, фактически исколесили Ширакскую область вдоль и поперек. Точкой скрещения их маршрутов стал Гюмри. В произведениях армянских художников мой родной город предстал совершенно другим: он наполнен светом, радужными цветами, но удивительное дело — эти краски не только ломают привычные представления о Гюмри, но и убеждают в своей правоте.

НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД ПРЕЖДЕВРЕМЕННО СКОНЧАЛСЯ ХУДОЖНИК ВЗО, воспевший Гюмри в своих многочисленных полотнах. Острослов, балагур, хохмач: его шутки расходились по городу моментально. Наше знакомство состоялось после его возвращения с БАМа: его описания всесоюзной стройки изобиловали негативами — бездорожье, скотские условия проживания в вагончиках, неразбериха в прорабствах. В портретах Взо, в его описаниях гор и долин Ширака преобладают теплые тона, в описаниях же Гюмри — лишь темные. Отчего же так? По этому поводу он однажды сказал мне следующее:

— Да, город наш уникален во всех отношениях. В заповедной части города я часами любуюсь памятниками национального зодчества: от них, старых гюмрийских улиц и переулков, исходит доброта, они наполнены лиризмом и загадочностью, но, согласись, во всем этом есть налет грусти и тоски.

Этот налет грусти, тоски и безысходности — у всей творческой интеллигенции Гюмри. Основная причина — невостребованность. Вот почему гюмрийские поэты, художники и музыканты постоянно покидают родной город.

Конечно, идея программы "Армянская палитра" не нова: 50 лет назад знаменитые художники Мартирос Сарьян и Акоп Гюрджян часто организовывали творческие вылазки художников в глубинки республики. Тогда эта инициатива получила название "Искусство на колесах".

Варпеты Исаакян, Сарьян, Туманян, Шираз и многие другие знали, что делали: эти совместные поездки, сборы и обсуждения стимулировали творческую энергию всех участников встреч, придавали их творчеству новое содержание. Что же происходит все эти годы в Гюмри? Художники разобщены, каждый сам по себе. Они варятся в собственном соку, редко организовываются общегородские или персональные выставки. Вот почему многие из них, даже самые талантливые, неизвестны широкой общественности и не востребованы обществом.