Логотип

«БОЛЬШЕГОЛОВЫЙ» И «ВОНЮЧИЙ»?

По Еревану ходят слухи о том, что в озере Севан появилась какая-то не известная науке и мутагенная рыба и что это — результат поражения воды. Охочие до сенсаций журналисты тут же подхватили версию. А кто-то скинул информацию о мутагенной рыбе в интернет, и теперь общественность толкует о новой обитательнице Севана, которую, кстати, никто в глаза не видел. По словам бывшего директора нацпарка г-на Г.Сухудяна, был организован мониторинг, но из-за поднявшихся волн рыба ушла от берега и ее опять не удалось разглядеть. Интересно, что ни представители общественных организаций, ни поднявшие шум журналисты не удосужились, прежде чем делать подобные заявления, обратиться за разъяснением к специалистам-гидроэкологам.

— ЗАНИМАТЬСЯ ПРОБЛЕМАМИ СЕВАНА СТАЛО ОЧЕНЬ МОДНО, — говорит директор Института гидрологии и ихтиологии доктор биологических наук Борис ГАБРИЕЛЯН. — Все — и экологи, и просто любители природы — вдруг стали крупными специалистами по Севану. Экологов можно разделить на три группы. Первая — это представители общественных организаций, среди которых много непрофессиональных экологов, поднимающих вопросы, в которых они некомпетентны. Вторая — экологи-специалисты, не имеющие достаточных знаний, конкретно в гидроэкологии и ихтиологии, проще говоря, общие экологи. И третья — специалисты-гидроэкологи, долгие годы занимающиеся проблемами Севана и всей гидроэкосистемы Армении. Это, в частности, ученые Института гидрологии и ихтиологии. Они ничего не утверждают голословно. Их заявления всегда обоснованы научными фактами, прогнозы обычно сбываются.

В этой связи возникает вопрос, почему все, кто шумит о мутанте, не разъясняют, на чем основаны их заявления? Единственное, на что они ссылаются, — это рассказы рыбаков. Но почему не предположить, что рыбаки просто распространили сплетни? Как выяснилось, первоначально сплетни исходили не от рыбаков, а от отдыхающих, арендовавших катамаран для прогулок по Севану. Увидев какую-то незнакомую рыбу, они и рассказали Г.Сухудяну о мутанте. Слухи росли как снежный ком и доросли до того, что это какой-то мутант с непомерно большой головой, а после прикосновения к рыбе руки целую неделю воняют гнилью. Кстати, эту чудовищную рыбу довелось увидеть и мне в кабинете директора института — и никакой вони или несоразмерно большой головы.

— Это всего лишь амурский чебачок, уже изученный нами в нынешнем году, — продолжает Борис Габриелян. — Попал он в Севан извне, очевидно, благодаря рекомендациям некоторых ученых, ссылающихся на то, что амурские чебачки питаются малярийными комарами. И это соответствует истине, но селить их можно в небольшие озера, водоемы, речки, но не в такое уникальное озеро, как Севан. Более того, по оценкам ученых Института гидрологии и ихтиологии, амурский чебачок может нанести вред нашим аборигенным рыбам, так как питается тем же кормом, что и мальки ценных севанских видов. Избавиться от чебачка практически невозможно. Сегодня он широко распространен в других регионах Армении, к примеру, в прудах Араратской долины благодаря людям, ничего не понимающим в экологии. А потому я призываю представителей прессы, общественных организаций и экологов не распространять ради сенсаций непроверенную информацию, — заключил директор института. — Она на руку тем, кто не хочет повышения уровня воды Севана и прикрывается сказками о том, что это поражает воду и приводит к появлению мутагенных рыб.