Логотип

ГЛАВНЫЙ УРОК — СТРОИТЬ ПО-НОВОМУ

* Геотекстиль, геосетки и габионы — элементы признанных в мире технологий, но не у нас
* Оползня не было. Был обвал
* Сколько денег уходит на бесконечные латки?

Разговоры о страшном оползне, унесшем жизни людей и ставшем причиной схода с дороги в обрыв десятков автомобилей, не прекращаются по сей день. Многие специалисты считают, что основными причинами являются тектонический разлом, вода, расширявшая трещины в толщах пород, землетрясение в Грузии, спровоцировавшее у нас движение массивов земли и камней. И, наконец, скопление тяжелой техники на дороге.

— Но никто не подумал, что причиной трагических последствий было не землетрясение, которое могло бы разрушить другой и более опасный участок, — говорит член Международной ассоциации геологии и гидрогеологии, кандидат геолого-минералогических наук Рубен Ядоян. — Основная причина — дорога, построенная дедовскими методами, без учета характера местности.

ЕЩЕ В 1984Г. В МОНРЕАЛЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ ОПОЛЗНЕВИКОВ, в которой принимал участие и Р. Ядоян, английские, шведские и немецкие ученые предложили новые методы и материалы для строительства дорог с учетом местности. А в 1986 г. Ядоян прочитал лекции о строительстве дорог с использованием современных материалов — геотекстиля, геосеток и габионов. Эти лекции были отмечены премией. Наше правительство вынесло решение о производстве в стране геотекстиля, тогда же министры финансов, строительства дорог и градостроительства СССР утвердили обязательное использование указанных материалов при строительстве дорог. Но эти решения, как всегда, благополучно не были реализованы. По мнению Р. Ядояна, дорога разрушилась потому, что была построена дедовскими методами, без использования геотекстиля, геосетки и габионов.

— Оползня там не было, — сказал он, — произошел обвал. Поясню в общих чертах значение и функции указанных материалов. Геотекстиль — чрезвычайно прочный материал, используемый при строительстве аэродромов, полотна железной дороги. Правильно выбранный геотекстиль укрепляет дороги, защищает их от разрушений, вызванных обвалами, оползнями и пр. Геосетка — также прочный материал, используемый для укрепления дорог. Габион — пропилен — полиэтиленовые сетки, из которых делают "мешки" и заполняют затем камнями. Габионы используются для укрепления склонов, защиты их от размыва и т.д. Их уже начали использовать и у нас.

— ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОРОГ, — ОБЪЯСНЯЕТ ЯДОЯН, — В ДВА СЛОЯ УКЛАДЫВАЕТСЯ ГЕОТЕКСТИЛЬ, а грунт между ними — разработанным нами "Уйситом". Он не только еще больше укрепляет дорогу, но и предохраняет ее от фильтрации. Построенная так дорога выдержит любую тяжесть. Случившееся на 86 км нельзя считать неожиданностью. Еще в семидесятых годах наша группа детально изучила этот участок, выявила там риск обвала. Об этом говорили и по телевидению. В 80-х годах появился проект о совместных с Грузией инженерно-геологических изысканиях в пограничной зоне, но политическая ситуация не позволила воплотить его в жизнь. Сейчас тема оползней стала очень популярной. Все, включая дилетантов и специалистов других областей (биологи, вулканологи и журналисты), рассуждают об оползнях. В результате вместо того чтобы помочь нам, они только мешают. Вот так и получилось, что обвал назвали оползнем.

Самый наглядный и простой признак, по которому можно отличить обвал от оползня, — это литологический состав оползня, в основе которого глинистые породы. Среди других факторов — крутые склоны, увеличивающие гравитацию, наличие воды в породах. В противном случае сползание участка не произойдет. Главный урок из случившегося — строительство дорог, способных выдержать любую тяжесть, скопление тяжелой техники, обвалы, оползни, камнепады и длительную эксплуатацию. Сейчас мы бьем тревогу из-за разрушений на 86 км дороги. Между тем таких участков у нас более 10-ти. Дороги рушатся, правительство выделяет деньги на их восстановление, через пару месяцев они вновь рушатся и так до бесконечности. И это не только мартышкин труд, но и весьма удобный способ набивать карманы. Кстати, такой прибыльной работы у нас предостаточно — караунджский участок, Овкский оползень, новая агарцинская дорога, которая вскоре разрушится и т.д. Это оползневые участки, но самое главное — ни один из них не изучен до конца.

В МИНИСТЕРСТВЕ ТРАНСПОРТА ПРЕКРАСНО ЗНАЮТ, ЧТО ВНОВЬ ПОСТРОЕННЫЕ, а также восстановленные на оползневых участках дороги опять рушатся, но строительство идет по старинке. Интересно, что сотрудники МЧС, увидев по ТВ, что шведские специалисты при строительстве дорог применяют новые технологии и материалы, наконец поняли их преимущество. В 1986г. эти новшества по каким-то причинам не удалось внедрить, понадобилось более 20 лет, чтобы наши специалисты призадумались о новых технологиях. Добавлю, что не только Европа, но и Иран производит геотекстиль и прокладывает дороги с использованием новейших технологий.

P.S. В настоящее время Минтранс совместно с руководством Института геологии обсуждает вопросы восстановления дороги на 86 км. Но есть ли в институте специалисты-оползневики? И самое главное, будут ли применены прогрессивные технологии?