20 лет назад на базе Института геофизики и инженерной сейсмологии НАН РА была организована Северная служба сейсмической защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям РА. В связи с юбилейной датой указом президента республики Сержа Саргсяна бессменный директор Северной службы, доктор геологических наук, автор 364 научных трудов, в том числе 5 монографий и 1 изобретения, профессор Сергей НАЗАРЕТЯН за весомый вклад в науку и управление государством награжден медалью Анании Ширакаци. Наградами МЧС отмечены и другие сотрудники службы — главный сейсмолог Гегине Саргсян (медаль "Почетный работник МЧС РА"), заведующий степанаванским участком, сейсмолог, кандидат физико-математических наук Ашик Саакян (медаль "Профилактика, помощь, спасение"), заведующий лорийским территориальным центром, доктор технических наук Размик Атабекян (грамота).
КОЛЛЕКТИВ СЕВЕРНОЙ СЛУЖБЫ СЕЙСМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ отметил 20-летний юбилей в торжественной обстановке. "Наши награды — это плод коллективного труда", — сказал в своем выступлении на юбилейных торжествах Сергей Назаретян.
Достижения Северной службы сейсмической защиты МЧС РА действительно впечатляют. За истекшие годы была развита многопараметровая сеть наблюдений, состоящая из 43 станций, на основе измерений сейсмодатчиков станций составлены сейсмические, геофизические, геодинамические, геохимические оцифрованные базы данных, 9 из 43 сейсмостанций имеют статус международных.
Уникальность сверхчувствительных датчиков станций наблюдения заключается в том, что они способны фиксировать землетрясения в любой точке земного шара, и уже через несколько минут после геологического события специалисты службы в состоянии ответить на вопросы — где, когда, с какой частотой и силой произошло землетрясение, способно ли оно оживить временно бездействующие сейсмические очаги в Армении.
Мощная научно-производственная база была создана не на пустом месте. Для этого потребовались бы колоссальные материальные и финансовые средства, подготовка научно-инженерных кадров. Многие из ныне действующих сейсмостанций функционировали и в советские годы, но их оснащенность современной аппаратурой и эффективность работы оставляли желать лучшего. И тогда, чтобы станции соответствовали требуемым параметрам, требовались колоссальные усилия ведущих специалистов. Так, Ашику Саакяну удалось переоснастить степанаванскую станцию новейшей и многопрофильной аппаратурой, благодаря чему станция регионального значения обрела статус опорной комплексной станции СССР. Кстати, при активном участии А.Саакяна в течение последних лет в Иджеване и Саратовке стали действовать армяно-германские гидрохимические сейсмические станции наблюдения.
ДЛЯ АРМЕНИИ, ЯВЛЯЮЩЕЙСЯ ЗОНОЙ ПОВЫШЕННОЙ СЕЙСМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, сейсмозащита — одна из важнейших задач национальной безопасности. В связи с этим наработки последнего 20-летия имеют исключительно важное значение. Досконально исследованы и проанализированы причины и последствия разрушительного Спитакского землетрясения. На основе полученных данных разработаны основополагающие требования сейсмостойкого строительства и программы сейсмической защиты. За годы независимости РА правительством и НС разработано более 20 законов и других юридических документов по сейсмостойкому строительству и сейсмозащите, в разработке 5 из них приняла участие Северная служба сейсмозашиты.
Многопараметровые исследования, проводимые службой почти по всей территории Армении, позволили реально оценить сейсмические риски и возможные последствия землетрясений. На основе исследований сделано 3 изобретения, подготовлено 310 научных трудов и более 10 учебников и сборников учебных пособий для населения и местных органов самоуправления. Это инструкции по поведению в условиях землетрясения, выполнение которых позволяет снизить катастрофические последствия стихийного бедствия, максимально обеспечить безопасность населения, линии жизнеобеспечения и сооружения.
Благодаря базам данных, картам, каталогам землетрясений на территории РА с магнитудой 4 и выше со всеми параметрами и характеристиками сегодня мы знаем практически все о тектонических особенностях всех регионов Армении. Более того, на основе карт сейсмических рисков городов при составлении генпланов производится зонирование земельных участков. На территориях, представляющих особую сейсмическую опасность, запрещена застройка. Они должны стать зонами отдыха. На некоторых участках введены ограничения этажности, допускаются только определенные типы сооружений.
Казалось бы, прошло не так уж много времени — всего 23 года, однако печальные уроки землетрясения 1988 года уже забываются. Если строители, производящие работы по государственным программам, руководствуются требованиями генплана, то индивидуальные застройщики игнорируют их.
Сотрудниками Северной службы ведутся исследования и других опасных геологических явлений. На днях Сергей Назаретян в составе государственной комиссии исследовал причины и характер оползня на участке автотрассы Ванадзор — Баграташен. Катастрофа унесла человеческие жизни, для ликвидации ее последствий потребовались немалые человеческие ресурсы и финансовые средства. Кто виноват в происшедшем?
— После землетрясения второй по значимости геологической угрозой для Армении являются оползни, что связано с изрезанностью ландшафта и нежелательным соседством песка и глины — эти зыбкие породы ускоряют обвальный процесс всей горной массы, — говорит Сергей Назаретян. — Накануне оползня на участке автотрассы Ванадзор — Баграташен в Грузии произошло землетрясение, и в народе пошел слух, что якобы оно спровоцировало оползень. Но это землетрясение не имело никакого отношения к оползню на участке Ванадзор — Баграташен, хотя во время Спитакского землетрясения обрушилась 30-метровая гора высотой 30 м и 1 млн тонн горной породы покрыл село Дзорашен.
В Ширакской области всего три оползневых участка, их сравнительно много в Вайоц Дзоре, что связано с изрезанностью ландшафта. В 735г. оползень полностью разрушил там город Моз. В целом по республике 3000 оползневых участков.
Эти 3000 оползневых участка обозначены на карте, утвержденной правительством, но оползневый участок на автотрассе Ванадзор — Баграташен на карте не обозначен. Ситуация в данном случае была отягощена тем, что оползню сопутствовал обвальный процесс.
Разработаны все рекомендации по противооползневой защите, но, по моему твердому убеждению, они неэффективны, единственно верный путь — это избежать застроек и прокладки линий жизнеобеспечения на участках повышенной опасности. Разрешение на застройку должно выдаваться только при наличии справок о сейсмических и инженерно-геологических условиях площадки строительства, заключил Сергей Назаретян.
