— Г-н Галумян, 13 ноября состоятся выборы мэра Иджевана. Как складывается предвыборная кампания?
— Начну с того, что действующий мэр Иджевана Варужан Нерсисян 12 лет возглавляет городскую администрацию и теперь вновь, уже в 5-й раз, претендует на эту должность. Видимо, как шутят горожане, стремится попасть в Книгу рекордов Гиннесса. К сожалению, каждый срок его пребывания на посту градоначальника был отмечен наихудшими социально-экономическими показателями. У горожан есть все основания утверждать, что Варужан Нерсисян превратил мэрию в доходное коммерческое предприятие для себя и своих приближенных. Впрочем, местное ТВ, газеты и другие средства пропаганды за считанные недели нарисовали такой неотразимый образ мэра, что невольно задаешься вопросом: неужели все эти трудовые подвиги совершил Варужан Нерсисян?
Между тем все его программы развития оказались нежизнеспособными и непретворенными. Не решена проблема питьевой воды и ночного освещения улиц, дороги неасфальтированны и по-прежнему непроходимы, в городе, как и в начале его деятельности, высокий процент безработицы. И вот на фоне этих безрадостных социально-экономических показателей В.Нерсисян вознамерился править и дальше. Кто-то из избирателей на днях предложил назначить его мэром пожизненно, а всем иджеванцам разъехаться. Пусть, мол, правит пустым городом.
Стилю его работы присущ избирательный подход. Он уверен, что всем не угодишь, на всех ресурсов не хватит, а потому быть мэром для всех горожан — утопия. Возможно, что такой целенаправленный подход и позволил ему четырежды одерживать верх над своими соперниками. Есть конкретные факты, подтверждающие, что мэр и его окружение приватизировали все лакомые куски госимущества и земельного фонда. Скупают по дешевке, а перепродают многократно дороже. Против него не раз возбуждались уголовные дела, но по прошествии времени все обвинения снимались. Думаю, что выражу мнение большинства, если скажу: Нерсисян неисправим, и пятый срок его руководства городом окончательно погубит надежды на лучшее будущее.
— Более года назад группа из пяти авагани выразила недоверие мэру, но все участники "бунта" были уволены. В чем состояла суть конфликта?
— В новейшей истории в нашей республике это первый случай, когда группа авагани официально и аргументированно выразила недоверие мэру, а тот в ответ безнаказанно расправился с ними. 29 мая нынешнего года четверо из пяти незаслуженно уволенных вновь избрались авагани, в том числе и я. Мы просто боролись за целевое расходование бюджетных средств и были неугодны главе городской администрации. Остальные восемь авагани послушно исполняли волю мэра и, не вникая в детали, давали добро на все его инициативы. Вот такие должностные злоупотребления и нарушения и породили у авагани глубокое недовольство и недоверие к мэру.
— При неравных стартовых условиях вы тем не менее участвуете в выборах. Считаете, что можете остановить победное шествие соперника?
— Не исключено, что нравственный фактор на предстоящих выборах может превысить пресловутый административный ресурс и стать справедливым итогом голосования. Несмотря на красочно оформленные предвыборные буклеты и тиражированные амбициозные программы, слова и дела у действующего мэра не стыкуются. У избирателей есть глаза и уши, им есть что вспомнить, прежде чем опустить бюллетень в урну.
— Насколько реалистична ваша программа?
— Хотя бюджет областного центра Тавуша в два раза меньше, чем бюджет Дилижана, тем не менее за более чем 10 лет руководства городом можно было поочередно решить проблему питьевой воды, благоустроить улицы, вовремя утилизировать мусор. Особое внимание надо уделять открытию новых рабочих мест. У предпринимателей города есть определенные планы, но мэрия с ними не работает, не создает выгодных для инвестиций условий. Достаточно бюджетным средствам ($1 млн) обеспечить прозрачность и придать им целевой характер, как многие проблемы решатся без особых усилий. Почему бюджет более крупного и по экономическому потенциалу, и по количеству населения Иджевана меньше, чем у Дилижана? Думаю, особого секрета в том нет: лучше работают — больше зарабатывают. Да и финансовых злоупотреблений не допускают.
— Кандидат в мэры — известный предприниматель и в недавнем прошлом депутат Национального Собрания Арцрун Галумян неожиданно для всех взял самоотвод. В чем причина?
— Не только Галумян, но и два других кандидата в мэры, Ашот Бегинян и Карен Отарян, сошли с дистанции. Это облегчило задачу действующего мэра. Отмечу, что Арцрун Галумян обладал высоким личным рейтингом. Поводом же для самоотвода могла стать далеко не идеальная атмосфера выборов или позиция властей, не скрывающая симпатий к мэру-ветерану.
— Говорят, представленная Варужаном Нерсисяном декларация на имущество была весьма скромной. Так ли это?
— Чуть более 10 млн драмов, 20 с лишним тысяч валюты и несколько приватизированных земельных участков… Все знают, что львиная доля его имущества записана на родственников и друзей. Декларация, как и многое другое в нашей жизни, пока носит чисто формальный характер.
