— Евгений Алексеевич, зима в Армении в этом году наступила рано. Успели подготовиться? Чем сейчас озабочены?
— За прошедший период в компании сделан большой объем необходимых работ, который позволяет надеяться, что зиму пройдем устойчиво. При этом, вернувшись к проверенной классической схеме работы в электросетевом комплексе, приняли назад в коллектив персонал, который ранее занимался ремонтом (388 человек). Так что в зиму войдем с большей надеждой на собственные силы и профессионализм наших работников. В настоящее время мы больше нацелены на задачи формирования планов будущего года. Конечно, подведение итогов работ и оценка текущей ситуации — процесс постоянный.
К примеру, в начале года утвержденный бизнес-план предполагал обеспечить по итогам года прибыль в 2,5 млрд драмов, и мы делаем все, чтобы эту задачу выполнить. Однако иллюзий по поводу того, что мы много зарабатываем и нам некуда направлять эту прибыль, быть не должно. К примеру, бизнес-план 2011 года не предусматривает выплату дивидендов акционерам. То есть наш акционер — "Интер РАО ЕЭС", как, впрочем, и за прошедшие пять лет, дивидендов не получит, а заработанная прибыль уже распределена на инвестиционную программу. Кроме прочего, компанией привлечено кредитов на $180 млн и проценты по кредитам зафиксированы в основном в валюте. От того, как будет меняться курс, зависит, сколько миллионов драмов мы потратим на расчеты с банками. Пока же закладываем для этих целей $20,2 млн. И в целом, решая стоящие перед нами задачи 2011 года, мы отчетливо понимали, что в складывающейся ситуации без принятия незамедлительных мер по сокращению издержек, переходу на другие способы организации работ, снижению затрат на приобретаемые материалы, оборудование, услуги невозможно обеспечить устойчивую работу компании, оказавшейся в исключительно сложном положении.
Основной задачей, поставленной нашим акционером, являлась оптимизация издержек компании и пересмотр наших подходов к сложившейся практике управления. Для этого мы вернулись к классической схеме работы управленческого аппарата. Пересмотрели организационную структуру исполнительного аппарата предприятия и возобновили работу ряда очень важных для предприятия служб, отделов, таких, как департамент по обслуживанию приборов учета, отдел проектно-сметной документации, отдел по перспективному развитию сетей и присоединению новых потребителей, усилили службу главного инженера и т.д. Все это было направлено в первую очередь на то, чтобы обеспечить четкий контроль над выбором решений, формированием затрат, осуществлением работ. Часть работ по проектированию сетей 0,4-10 кВ выполняем силами своей проектной группы. Все разрабатываемые сторонними проектными организациями проекты проходят через сито специалистов отдела перспективного развития, где оценивается само предложенное проектное решение, возможность его оптимизации, уход от избыточности в виде закладываемого проектировщиком резерва с учетом имеющегося видения по складывающейся конкретной ситуации развития этого региона. И это приносит очень хороший эффект.
Детальный контроль сметчиков над формированием стоимости выполняемых работ обеспечивает весьма существенную экономию средств, выстраивание конструктивных, четких взаимоотношений с проектными организациями, подрядчиками. А дальше все по цепочке — проведение конкурсов, выполнение договоров. При этом важнейшие условия — максимальная конкуренция и открытость. В этой части хотя и сделали уже серьезные шаги вперед, но еще, считаю, резервы у нас есть. Тщательная проработка конкурсной документации, а затем абсолютно понятные, прозрачные торги с максимально возможным привлечением участников позволят заслужить со стороны поставщиков и подрядчиков уважение и доверие.
Хотя уже сейчас результаты говорят за себя: только на строительно-монтажных работах мы сэкономили 1,4 млрд драмов. По части оптимизации закупок материалов снижение составило 411 млн драмов, при этом отдаем предпочтение местной продукции и производителям. Не в ущерб качеству, конечно. Кроме того, существенную экономию нам удалось обеспечить в деле управления кредиторской задолженностью. Благодаря ее реструктуризации ЭСА удалось сэкономить порядка 1,15 млрд драмов. По ряду направлений мы существенно сократили расходы путем отказа от услуг, которые мы можем выполнить самостоятельно — 980 млн драмов. Здесь я хотел бы акцентировать внимание на том, что в целях повышения стабильности и устойчивости компании мы отказались от услуг и перевели в штат ЭСА сотрудников тех организаций, которые выполняли для нас работы по аутсорсингу (ремонт ВЛ 35/110 кВ, ремонт счетчиков), — "Энергачап", "Эктрак Сервис". Конечно, собственники этих компаний крайне неохотно расставались с этим доходным видом бизнеса, но для нас в первую очередь важны экономика и целесообразность. Ну а цифры говорят сами за себя. Причем данные функции мы начали самостоятельно исполнять с мая и августа.
Теперь мы имеем собственные службы, персонал с перспективными планами, с четким пониманием — как, какую работу и в какие сроки мы можем выполнить. В наших планах — дальнейшее развитие, повышение квалификации сотрудников и качества оборудования. Подобная политика позволила нам сэкономить сотни миллионов драмов, которые были направлены на реализацию неотложных работ. Отказ от приобретения оборудования не первой необходимости дал эффект — 1,4 млрд драмов, оптимизация финансовых потоков — 680 млн драмов. Под броской фразой "оптимизация финансовых потоков" заключается рутинная, ежедневная работа по переговорам с банками-кредиторами о снижении процентных ставок, нудные переговоры с компаниями о снижении стоимости предоставляемых услуг и т.д.
Конечно, мероприятия, которые мы выполнили, цифры, которые я привел, имели как чистую экономию в виде "кэша" на счетах, так и снизили затраты, учитываемые в бизнес-плане и положительно влияющие на экономику компании. По нашему мнению, чистая экономия от этих мероприятий к концу года составит не менее 2 млрд драмов. Освободившиеся средства направляются на решение текущих проблем системы. А их немало. С учетом всей имеющейся прибыли в текущем году инвестиции были запланированы на уровне 10 млрд драмов. Самым крупным инвестиционным проектом 2011 года стало строительство для центра Еревана новой подстанции закрытого типа — "Цицернакаберд 110 кВ". Она уже готова на 99%. На сегодняшний день вопрос ее подключения во многом зависит от готовности потребителей подключиться к новой подстанции. Не завершено строительство крупного торгового центра "Далма" у стадиона "Раздан", приостановлено строительство большого жилого комплекса там же, хотя в договоре срок подключения — март 2011 года. Вообще невыполнение договорных обязательств по линии технологического присоединения со стороны клиентов — отдельная тема.
К примеру, подстанция "Цицернакаберд 110 кВ": кроме того, что она обошлась нам в 3,6 млрд драмов, вложенные в ее строительство средства учитываются в нашей инвестиционной программе, которая находится под контролем регулятора (Комиссии по регулированию общественных услуг. — Ред.) только пропорционально объемам нагрузки. Комиссию в этом плане мало интересует, что наши потенциальные клиенты нарушили договоренности. С нас спрашивают — почему были направлены инвестиции в объект, который по сути пока оказывается невостребованным? В результате они могут быть засчитаны компании в качестве инвестиций, только в объеме, пропорциональном загрузке подстанций. В этом году кроме "Цицернакаберда" мы завершили проект по реабилитации релейной защиты воздушных линий 110 и 35 кВ, что обошлось нам в 4,5 млн евро. Особо хотелось бы отметить успешно завершенные работы по выносу трех подстанций 35 кВ из зоны затопления озера Севан в соответствии с правительственной программой. Завершая начатые в 2011 году работы, особое внимание уделяем снижению количества незавершенных объектов и уменьшению складских запасов оборудования. В целом можно сказать, что намеченные на этот год программы будут выполнены.
— Все это влияет на стабильность энергопоставок?
— 100% гарантий того, что сбоев не будет, мы не можем дать в принципе. Износ нашего комплекса составляет 80%. Кроме того, природно-климатические форс-мажоры также не исключены. А в остальном при среднестатистических погодных условиях, я думаю, у нас будет все нормально. Тем более что за лето мы проделали много работ, по крайней мере расчистили от деревьев наши линии, что не раз становилось причиной отключений энергоснабжения. Особенно мы сталкиваемся с этими проблемами в заказниках, в заповедниках и на частных территориях.
Одной из самых острейших проблем остается приведение в нормальное состояние линий низкого напряжения, которые нам достались в наследство от 90-х гг., когда не существовало четких правил техприсоединения, был ослаблен контроль над строительством сетей — вот и подключались к нам новые потребители кто на жердях, кто на трубах. При их передаче на баланс государственной компании в начале 2000-х вопрос необходимых инвестиций в их восстановление не был учтен. Мы сегодня практически стоим перед фактом неотложного восстановления этих сетей, а средств необходимых нет — вот и латаем дыры. Жители уже забыли, что эти сети строили сами, теперь по прошествии времени всем хочется иметь надежное и качественное электроснабжение. А есть еще и бесхозные сети, электросети, принадлежащие частным лицам, структурам, которые либо не могут, либо не хотят их содержать — да мало ли таких ситуаций по стране. И это оказывает существенное влияние на надежность и качество нашей работы. Но мы рук не опускаем и делаем все необходимое для решения стоящих задач.
— В период кризиса в Армении существенно сократилось потребление электроэнергии. А как сейчас?
— Если говорить о потреблении, то прогноз на конец года — рост на 9% к уровню прошлого года; в следующем году, считаем, динамика сохранится. А это уже ставит очень серьезные проблемы перед нашими коллегами из компании "Оператор электроэнергетических систем". Экономика нашей компании напрямую зависит от того, как будут загружены генерирующие мощности и обеспечена оптимальная работа наиболее дешевых источников электроэнергии. Выработка сверхдорогой электроэнергии Разданской ТЭС выше плана может существенно повлиять на экономику и финансовое положение компании. Очень надеемся на ожидаемый к концу года запуск современного, технологичного 5-го блока Разданской ТЭЦ. Весьма тщательно мы готовимся к следующему году в плане прогноза объемов распределения электроэнергии. Нам необходимо уже сегодня спрогнозировать объемы покупки и продаж электричества. А для этого важно знать, к примеру, будет или нет работать "Наирит", и если будет — какая мощность ему потребуется?
— А какая заявка по "Наириту" — будет работать?
— Заявка, представленная заводом, предполагает запуск со второй половины 2012 года. Так вот наш прогноз на следующий год говорит, что рост потребления составит около 10%. При этом мы закладываем рост по населению 6-7%, доля населения в общем потреблении составит 40-42%. Есть ряд существенных факторов, влияющих на ситуацию. Например, запуск новых мощностей на Зангезурском медно-молибденовом комбинате сегодня фактически дал прирост потребления на 20 МВт. Есть еще несколько новых крупных заявок. На основе прогнозов мы уже работаем над бизнес-планом 2012 года и формируем инвестиционную программу. С учетом определенных рисков мы зафиксировали инвестиции на уровне 7 млрд драмов. На следующий год планируется увеличить затраты на восстановление и реконструкцию сетей 0,4 — 10 киловольт, которые нам достались в наследство в плачевном состоянии.
Налицо и вовсе алогичные ситуации. Приведу пример. На Севане есть подстанция "Личк-220", которая принадлежит ЗАО "Высоковольтные электрические сети", а часть оборудования подстанции — частной компании "Ива", через которую снабжаются наши потребители. Частник в оборудование ничего не вкладывает, оно ветшает, периодически энергоснабжение прерывается. Подходить к этому оборудованию опасно для жизни, оборудование работает на честном слове. А в отключениях обвиняют ЭСА. Мы вынуждены сегодня решать эту тупиковую ситуацию. Для этого необходимо подключить 9 населенных пунктов к другой подстанции, построить новые электрические сети. Весь проект оценивается в 200 млн драмов. И такие случаи не единичны. Кстати, там сейчас работы уже начаты.
— Как обстоит дело с коммерческими потерями, удается их сокращать?
— За предыдущие периоды было создано несколько систем коммерческого учета, которые стали для нас существенным подспорьем. Благодаря внедрению автоматизированных систем учета на сложных участках, где потери достигали 25%, нам удалось улучшить ситуацию. Благодаря этим системам мы сократили потери до 6-7%. Такие системы уже работают в отношении 7 200 потребителей. В будущем году планируем увеличить их количество еще на 26 000. В этом деле мы спешим, поскольку именно в зимние периоды растет процент потерь. В целом по году процент потерь не превысит норматив.
Кроме того, собственно в структуре ЭСА мы планируем внедрение ERP-системы, что также будет направлено на улучшение системы управления компанией. Работы начаты в 2011 году и пик активности придется на 2012 год. Для нас очень важно внедрение современных стандартов управления и повышение эффективности работы компании, поскольку мы представляем российский бизнес в Армении. При этом мы станем более понятными для потенциальных кредиторов и инвесторов. С другой стороны, очень важна и корпоративная ответственность компании, являющейся самым крупным работодателем Армении. Это почти 8 тысяч сотрудников и место в первой десятке крупных налогоплательщиков Армении, что накладывает на нас определенную ответственность, которую мы чувствуем и реализуем.
— Недавно Комитет госдоходов Армении выдвинул претензии к ЭСА на довольно крупную сумму, с чем компания не согласилась. В чем суть этих претензий?
— Сегодня ситуация развивается для нас непросто, однако мы надеемся на конструктивную позицию комитета. Его претензии касаются деятельности ЭСА в 2009-2010 гг. У нас всегда были конструктивные взаимоотношения с налоговой службой и поэтому рассчитываем, что данный процесс будет протекать в соответствии с действующими законодательными актами, пониманием складывающейся ситуации. Мы не согласились с большей частью выдвинутых претензий и подали встречную жалобу. В целом проблема возникла из-за определенных разночтений в налоговом законодательстве, так сказать, в пограничных, не четко прописанных ситуациях.
С помощью позиции Комиссии по регулированию общественных услуг нам удалось доказать неправомерность существенной части претензий. Наша позиция также подтверждается разъяснениями, поступившими от Министерства финансов, Министерства юстиции и заключениями международно признанных аудиторов. А оставшуюся часть будем оспаривать в законном порядке. Особую остроту возникшей ситуации добавило возбуждение следственным комитетом КГД уголовного дела, изъятие бухгалтерской отчетности в филиалах, компьютеров. Но здесь мы ситуацию оцениваем даже позитивно, т.к. это совпадает с нашими планами по наведению порядка. При этом очень важно все-таки скорейшее разрешение возникшей ситуации, это существенно осложняет взаимоотношения с нашими кредиторами, партнерами, инвесторами, постоянно приходится давать разъяснения. При всем этом мы зарезервировали на наших счетах требуемую налоговым комитетом сумму, чтобы в случае чего не нарушить финансовую устойчивость компании. А это в свою очередь изъяло из нашего оборота средства, причем немалые. И это все в условиях начавшейся рано зимы, максимальной нагрузки по оплате кредиторам за работы, которые необходимо завершить, и т.д.
Также, к примеру, налоговый комитет требует у нас выплатить налог по части тех потребителей — физических лиц, которые не заплатили нам за использованную электроэнергию и имеют задолженность. Население нам должно почти 3 млрд драмов. Часть этой суммы образовалась в период 2002-2008 годы — 1,2 млрд драмов. Так вот налоговая считает необходимым денежную сумму списать и оплатить с нее подоходный налог за тех лиц, кому мы сделали такой подарок. Этим самым собственно подтверждается неэффективность нашей работы по взысканию долгов. Мы же в деле погашения прежних задолженностей не идем на крайние меры — к примеру, взыскания через суд и судебных исполнителей. Мы спокойно говорим с нашими должниками, обсуждаем необходимость покрытия долгов, составляем графики реструктуризации, при этом поставили перед собой цель в течение пяти лет решить эту проблему. Ведь мы ответственная компания, что уже не раз подтверждали. Сказать, что у нас нет проблем, — будет неправильно. Бывают и факторы воровства электроэнергии в сговоре с хозяйствующими субъектами и населением… В этом году мы уволили 107 человек — 7 начальников участков и 100 инспекторов. У нас есть телефон доверия (он размещен на сайте нашей компании, публиковался в СМИ), на который можно позвонить и анонимно рассказать о хищениях, нарушениях и пр. Это текущие, будничные вопросы, которые тем не менее находятся в центре нашего внимания.
