Логотип

СОХРАНИМ КОМПОЗИТОРСКОЕ ИСКУССТВО

Соответствуют ли потенциальные возможности армянской музыкальной культуры — ее богатая история, укорененные традиции, наличие талантов — тому, что мы имеем на практике каждый день? Конечно же, нет! И что особенно тревожит: разрыв между возможным и реальным становится все глубже и кажется порой какой-то пропастью, разверзшейся под нами. Картина достаточно ясная: талантливая молодежь после получения необходимых профессиональных навыков уезжает за границу в поисках работы и в надежде на хорошие жизненные перспективы. Тем же, кто не намерен покидать родину, приходится долго и подчас унизительно доказывать востребованность того, чем они занимаются, будь то успешное трио, или заслуживший широкое признание хор, или солист, способный представить интересные программы, или композитор…

Такое критическое положение вещей свидетельствует и еще об одном синдроме: нежелании и неумении инстанций, которые призваны благоприятствовать развитию искусства, прислушиваться к профессиональному мнению, публикациям квалифицированной прессы. Все это наносит сильнейший удар по всей инфраструктуре культурного развития.

Нужно ли говорить, что музыкальная культура во все времена развивалась благодаря творчеству композиторов, людей, одаренных уникальной способностью сочинять музыку, которую еще никто никогда не слышал; что менталитет народа формировала культура — поэзия, музыка, архитектура. История доказала, что именно благодаря культуре выживал наш народ, спасая книги, а с ними — не только тексты, но и драгоценное искусство книжной миниатюры, которое в дивной красоте орнаментов и нежнейших рисунков запечатлело эту самую народную историю культуры. Композиторы создавали шараканы, духовные гимны, светские таги. Среди них достопамятные Григор Нарекаци, Нерсес Шнорали, Костандин Ерзнкаци, Комитас… А в ХХ веке армянская музыка проложила себе путь в мировую академическую музыку и стала частью этой всемирной культуры.

Композиторская школа Армении прославилась в короткий срок. Александр Спендиаров, Арам Хачатурян, Григорий Егиазарян, а далее яркая плеяда — Александр Арутюнян, Арно Бабаджанян, Лазарь Сарьян, Адам Худоян, Эдуард Мирзоян, Константин Орбелян, Дживан Тер-Татевосян, потом другая группа — Эдгар Оганесян, Авет Тертерян, Гагик Овунц, Гегуни Читчян, а вскоре и следующая, молодежь 70-х — Тигран Мансурян, Мартын Вартазарян, Ашот Зограбян, Мартын Исраелян, Ваграм Бабаян, Ерванд Ерканян, Левон Чаушян, Рубен Саркисян, Эдуард Айрапетян и многие другие. Поколения следовали за поколениями. Расширялись сферы традиций, музыка поэтически осмысливала жизнь, она по своему призванию стремилась к красоте и гармонии и в то же время мужественно отражала все более усложняющееся время. В ХХ веке армянская музыкальная культура переживала свой расцвет.

И вот наступил ХXI век, произошли политические перемены. Объявив о вступлении в систему свободных рыночных отношений, бывшая Страна Советов чуть ли не потеряла культуру. Выдвинутый тезис о самоокупаемости культуры и искусства оказался циничным лукавством. Он был, конечно, с возмущением отвергнут служителями искусства, лучшей частью общественности, но мечтать о государственных дотациях на покупку произведений, пропаганду современной музыки, поддержку высокого искусства уже не приходилось.

Независимости Армении — 20 лет, но в новой экономической системе еще не образовались убедительные и действенные формы поддержки профессионального искусства. Так что же делать с этой армией профессионалов, претендующих на свое право быть услышанными, с этими фантазерами и романтиками, не вписывающимися в примитивные рамки "прихватизаторской" идеологии так называемого капитализма? Какие-то успокаивающие процедуры найдены. Людей искусства стали отмечать медалями, званиями, основали государственные конкурсы и премии, что, несомненно, вносит в жизнь какое-то движение, повышает имидж личности. Но эти разовые поощрения не решают проблему жизни и деятельности служителей искусства, не способствуют улучшению условий творческого труда. На какие деньги переписать созданную сегодня симфонию, как издать ее, как исполнить? Как осуществить постановку новой оперы или нового балета, если Театр оперы и балета еле выживает?.. Ситуация, как говорят, пиковая. Но надо исходить из тех позитивных тенденций, которые наметились в решении этих проблем. Они есть. Надо просто продвинуть их вперед государственной волей.

В конце прошлого года при содействии Министерства культуры прошел прекрасный фестиваль современной музыки, организованный Армянской музыкальной ассамблеей. Пять вечеров стали откровениями и для аудитории, и для самих музыкантов, возникла праздничная атмосфера какого-то отзвука расцвета… Большую роль в успехе фестивальных концертов сыграли исполнители. В исполнении Филармонического оркестра Армении под управлением Эдуарда Топчяна прозвучали Пятая симфония Рубена Саркисяна, "Видение" для скрипки и симфонического оркестра Ерванда Ерканяна, известное произведение Сурена Закаряна "Посвящение…" и в заключение Государственная капелла и оркестр исполнили песни композиторов Константина Петросяна, Левона Чаушяна и Мартына Вартазаряна. А с каким воодушевлением слушатели принимали концерт в Доме камерной музыки, который прошел под управлением художественного руководителя Камерного оркестра Ваана Мартиросяна! Были исполнены Реквием Ваграма Бабаяна, "Серенада" Чаушяна, "Хроникон" Ерванда Ерканяна, "Элегия" для скрипки и струнного оркестра Сурена Закаряна, в которой солировала Ануш Никогосян, а также прелестное сочинение для фортепиано и струнного оркестра Рубена Саркисяна с участием Соны Барсегян.

В концерте вокально-инструментальной музыки была представлена вся ее многожанровая природа: и песенно-романсовая лирика — А.Карапетян, и романтические монологи скрипки-соло — Е.Ерканян в исполнении Джемы Абрамян, и романсово-философские откровения Э.Мирзояна — цикл "Времена года" в исполнении А.Багдасарян и Д.Варданян, и поэтические медитации — Соната соло для альта К.Петросяна, и "Медитация для двух фортепиано" В.Бабаяна. В этом концерте прозвучал также Струнный квартет N5 Левона Чаушяна — новое достижение мастера квартетной музыки, исполненный E-QUATTRO (руководитель Эдита Авакян), и в превосходном исполнении дуэта ARS LUNGA — Арам Талалян и Джульетта Варданян — прозвучало сочинение Сурена Закаряна "Легенда" для виолончели и фортепиано. Был еще и хоровой концерт в исполнении ереванского камерного хора под руководством Арутюна Топикяна, и опера для взрослых Давида Сакояна "Бытие дураков" по мотивам сказок О.Туманяна, с азартом и блеском исполненная вокально-инструментальным ансамблем "Тагаран" под управлением С.Ерканяна.

< buk>Фестиваль прошел и стал историей. Но как сделать, чтобы эта история имела продолжение, а еще лучше — стала традицией? Почему бы не сделать так, чтобы из большого числа произведений, исполненных на фестивале, хотя бы несколько прозвучали, скажем, в России, где, кстати, озабочены теми же проблемами пропаганды современного искусства, что и у нас? В Армении многие конкурсы и фестивали называются международными. Но участвуют ли наши композиторы в международных конкурсах и фестивалях за пределами Армении? Что-то не припомню.

Армянской современной музыке как воздух нужно общение с музыкой других национальных школ. Это самая действенная форма развития национальной культуры. История достаточно убедительно продемонстрировала это. Комитас учился в Германии, часто выступал с лекциями и своим хором во Франции, Екмалян и Спендиаров учились в Петербурге, Арам Хачатурян — в Москве, наши классики прошли стажировку в Москве и всю свою творческую жизнь находились в теснейших контактах с коллегами разных стран. Да и поколение 70-х вкусило эту атмосферу широкого профессионального общения. Они-то и продвигают сегодня эту сброшенную с повестки дня концепцию. Каждый — как может.

Есть композиторы, которых находят исполнители из-за рубежа, и музыка их звучит в Европе и Америке. Но это вроде как случайности. Мы выходим из контекста мировой музыкальной культуры в то время, когда у нас есть великолепная современная музыка. Поэтому снижаются критерии, размножаются средние показатели культуры, исчезает порода композиторов. А много ли вы слышите Комитаса, Арама Хачатуряна, Александра Спендиарова, Григория Егиазаряна?.. Если современная академическая музыка не занимает в национальной культуре ведущей позиции, то забываются и предшественники, и основоположники, а значит, иссякают самые высокие традиции национальной культуры…

Мы привыкли выживать, и это распространяется на все сферы жизни. Сегодня наша музыка сама защищает себя. Народ тоже не сдается, растут как грибы разные музыкальные коллективы — хоровые, народных инструментов, детские, взрослые. Но есть профессиональное искусство, которое выверяется высокими критериями, признанными всем миром. И наша академическая музыка уверенно держит этот статус, только об этом никто, кроме ее тесного окружения, не ведает.

Как говорится, когда решаешь одну проблему, возникают две. Этого и боится исполнительная власть. Однако надо понимать, что разовые поддержки творческих инициатив не решают вопроса, а наоборот, усугубляют его, вызывая глубокое разочарование страждущих. С другой стороны, нет государственных концепций по развитию национальной культуры, поэтому и не рассматриваются на высоком уровне крупные долгосрочные программы.

Но есть простой путь решения этого вопроса. У нас среди композиторов есть несколько лауреатов Государственной премии Армении, есть лауреаты премии В. Текеяна, есть награжденные медалями и орденами. Вот вам и отбор! Вполне резонно предложить произведения этих композиторов к исполнению как на международных фестивалях, так и в разных концертах за пределами Армении. Кто будет этим заниматься? Тут уже государственные структуры смогут проявить свои менеджерские способности.