Логотип

ПРЕМЬЕРА «АРШАКА II»: НАПОМИНАНИЕ О ПРОБЛЕМАХ

Театр оперы и балета им. Спендиарова осуществил новую постановку оперы Т. Чухаджяна "Аршак II"
В истории театра постановок "Аршака" было несколько. Впервые опера Чухаджяна была поставлена в Ереване в 1945 году. Рукописные страницы партитуры Чухаджяна словно ждали своего часа в Государственном архиве музея литературы и искусства им. Е. Чаренца. И в годы войны, в 1942 году, они были обнаружены музыковедом Г. Тиграновым. Одновременно в хранилищах Государственной библиотеки Армении научным сотрудником А. Бабаяном был найден экземпляр либретто, изданного в 1971 году.
Вскоре театр приступил к постановке оперы Чухаджяна под художественным руководством режиссера А. Гулакяна и дирижера М. Тавризиана. Премьера оперы "Аршак II" была приурочена к празднованию победы в Великой Отечественной войне, и либретто было переработано в стиле времени; образ жестокого царя Аршака II приобрел позитивный характер, стал олицетворением героизма. Благодаря прекрасной музыке опера Чухаджяна на долгие годы стала жемчужиной в репертуаре театра.
И вот новая постановка, осуществленная главным режиссером Оперного Гегамом Григоряном и главным дирижером Кареном Дургаряном, с которой искренне хочется поздравить театр и всех нас.
В целом спектакль впечатляет. Яркие, броские краски декора, лаконичный стиль сценографии, выдержанные в стиле воображаемого времени костюмы, музыкальная сторона также на уровне. Лидируют на сцене главные герои: Тирит — Г. Григорян и Олимпия — А. Мхитарян. И все же. . . никуда не денешься от ощущения вторичности спектакля. Это все мы уже видели в спектаклях Тиграна Левоняна: и симметрично выстроенную сцену, и лестницу в центре сцены, ведущую вверх и создающую разные уровни сценического пространства, и тотемные символы в декоре, и зеркальное расположение фигур артистов. Видели в "Полиутто" Доницетти, в "Отелло" Верди, в опере "Ануш".
Неплохо, конечно, что театр после долгой стагнации, после вырубки прежнего репертуара начал свой новый период, опираясь на прошлые достижения. Кстати, предыдущая постановка оперы "Аршак II", выполненная Т. Левоняном, была, на мой взгляд, неудачной, и новый "Аршак II" как бы взял реванш. Но все это наводит на размышления. Что это — единичный успех, у которого нет продолжения? Что будет дальше? Ведь на вторичной символике многого не построишь.
Театр напомнил нам о стилистике режиссерско-сценографического театра Т. Левоняна, но надо идти вперед. Нужна сильная творческая инициатива постановщиков, режиссеров, дирижеров, нужны современные, новаторские поиски и решения. Одному дирижеру К. Дургаряну, как и режиссерскому составу под руководством Г. Григоряна, театр не поднять. Театр оперы и балета нуждается в высокопрофессиональных мастерах сцены, в опытных оперных дирижерах. Почему же не ввести в работу театра творческую практику контрактной работы, не пригласить кого-нибудь из ярких, пусть не знаменитых, но снискавших авторитет, ищущих и опытных режиссеров, дирижеров и тем самым вдохнуть в наш театр оперы и балета новую энергию и новые идеи? Руководству театра следует избавиться от собственных амбиций, мол, мы сами с усами и нам помощники не нужны. Еще как нужны!
Конечно, эти вопросы решаются сообща с государственными структурами, поэтому и от них следует требовать понимания. . . Театр оперы и балета им. Спандиарова имеет высокий статус — он государственный, национальный, академический — и призван быть истинно народным, выполнять ответственную функцию пропаганды лучших образцов классического и современного искусства, а потому должен стать, как это было в прошлом, эпицентром музыкальной и художественной жизни республики. Надо помнить, что театр не только отражает жизнь, но и формирует ее.