Логотип

НОБЕЛЕВСКИЙ ЛАУРЕАТ

из Севанского лагеря военнопленных
Работы по строительству Севанской ГЭС в основном развернулись в годы Великой Отечественной войны. Начиная с 1943г. в строительных работах каскада Севан-Раздан участвовали также военнопленные. Среди них были немцы, австрийцы, румыны, венгры, чехи, словаки и др. В 1945-49гг. к строительству Севанской ГЭС было привлечено около 1760 военнопленных. И по сей день сохранилось кладбище при лагере, к счастью, нашлись люди, которые ухаживают за ним. Оставшиеся в живых со временем вернулись на родину. Многие из них в дальнейшем поддерживали переписку со своими армянскими знакомыми.
Младший лейтенант медслужбы Конрад Лоренц
Известный австрийский ученый, зоопсихолог, один из основателей науки этологии, лауреат Нобелевской премии Конрад Адольф ЛОРЕНЦ родился 7 ноября 1903г. в Вене в семье известного врача.
Занимаясь в юные годы изучением птиц и животных, К. Лоренц увлекся учением Дарвина и мечтал стать биологом или палеонтологом. Однако, поддавшись уговорам отца, в 1922г. поступил на медицинский факультет Колумбийского университета Нью-Йорка. В 1923г. , вернувшись на родину, он продолжил учебу на медицинском факультете Венского университета. Параллельно изучал сравнительную анатомию, биологию, палеонтологию, философию и психологию. Получив в 1928г. звание доктора медицины, Конрад тем не менее отказался работать в качестве врача и начал изучать биологию и заниматься наукой о поведении человека и животных — этологией. Ему принадлежит открытие явления импринтинга — первого впечатления у животных. В 1933г. он получил также звание доктора биологии и работал в качестве преподавателя сравнительной анатомии и зоопсихологии.
В предвоенный период Лоренц становится кандидатом в члены нацистской партии, о чем впоследствии вспоминает с сожалением и стыдом. В октябре 1941г. был принудительно призван в немецкую армию и отправлен на Восточный фронт. В 1942г. получает звание младшего лейтенанта медицинской службы и служит в качестве военного врача.
В июне 1944г. близ Витебска рота, в которой служил Лоренц, была взята в плен советскими войсками. Военнопленный Лоренц последующие два года провел в различных лагерях, где и начал выполнять обязанности врача лазарета. В марте 1946г. Лоренц оказался в Севанском трудовом лагере, где также продолжал исполнять обязанности врача.
19 сентября 1947г. руководство Севанского лагеря дает отличную характеристику для досрочного освобождения младшему лейтенанту СС врачу Конраду Лоренцу, благодаря чему его вскоре переводят в "льготный" лагерь подмосковного города Красногорска. В это время ученый пишет письмо известному советскому физиологу, академику, генерал-майору медицинской службы Левону Орбели, в котором просит последнего ходатайствовать о его освобождении. И как это было свойственно нашему прославленному соотечественнику, Л. Орбели, проявив смелость, представляет письменную рекомендацию об освобождении Лоренца.
1946г. Армения, Севан
Вооруженная охрана каждое утро отводила пленных для работы на строительство Севанской ГЭС, а вечером возвращала в ими же построенные бараки.
В ходе работы в горах Севана Лоренц внимательно следил за поведением полудиких коз Армянского нагорья и заметил интересную закономерность, что имело решающее значение для его дальнейшей научной деятельности. Он заметил, что когда слышатся первые и отдаленные раскаты грома, козы в горах начинают искать пещеры, где можно было бы укрыться от надвигающегося дождя. Ученый заметил, что животные ведут себя так же, когда поблизости слышатся звуки строительных взрывов. Впоследствии К. Лоренц писал: "Я точно помню, как в ходе этого наблюдения внезапно понял, что образование условных реакций в естественных условиях только тогда способствует сохранению вида, когда условный стимул находится в причинной связи с безусловным". Уже в лагере он начинает писать книгу о поведении животных и человека, последний вариант которой становится итогом всей его жизни. Речь идет о работе "Оборотная сторона зеркала".
Не имея письменных принадлежностей, врач вместо ручки использует гвоздь, вместо чернил — "марганцовку", бумагой ему служат мешки из-под цемента. Окружающие — пленные и охрана — с пониманием относятся к его занятиям. "Профессора" уважают все, в том числе и начальство лагеря. Впоследствии об армянском этапе своей жизни он с большим реализмом и юмором поведал историку науки англичанину А. Нисбету. В частности, он рассказывал, что во всех лагерях, в которых он был, положение пленных было очень тяжелым. "И только в Армении начальство не воровало и можно было существовать". Он также с юмором рассказывал, как из-за нехватки белковой пищи, питался сырыми скорпионами. На глазах окаменевших от ужаса охранников он ловил этих опасных насекомых, съедал их богатое жирами брюшко, прекрасно зная, что ядовит только хвост.
Между прочим, нам рассказывали, что по прошествии десятилетий после Второй мировой в результате исследования, проведенного организацией, занимающейся проблемами военнопленных в городе Касселе, было выяснено, что в лагерях на территории СССР наиболее гуманное отношение к пленным проявлялось именно в Армении. Здесь также сравнительно благополучным было положение с питанием и медицинским обслуживанием. Об этом в конце 80-х годов была опубликована книга.
Наконец, когда приходит время освобождения, Лоренц просит руководство лагеря разрешить ему взять с собой свои рукописи. Тогда офицер госбезопасности, от которого зависело решение этого вопроса, передал Лоренцу пишущую машинку с латинским шрифтом и предложил ему напечатать книгу. Когда через несколько дней профессор закончил эту работу, офицер попросил его дать честное слово, что в рукописи нет ничего политического, и разрешил взять ее с собой. Более того, кроме характеристики и поручительства Лоренцу выдали специальный документ для того, чтобы рукопись не отобрали у него в других лагерях и по пути на родину. Сегодня это кажется нам невероятным, однако психолог Лоренц, хорошо понимая побудительные мотивы человеческого поведения, не удивился благородному поступку офицера-армянина.
Конрад Лоренц стал одним из первых освобожденных пленных австрийцев. Возможно, здесь свою роль сыграла и его схожая с армянской фамилия. Ведь среди армян довольно распространены фамилии и литературные псевдонимы с окончанием на -нц: Норенц, Церенц, Чаренц, Мецаренц и др.
Спустя некоторое время после возвращения на родину К. Лоренц продолжил свою научную деятельность. В 1950-73гг. он работал в ФРГ, а с 1973г. вновь в Австрии. Его перу принадлежат многочисленные статьи и монографии. В 1973г. К. Лоренц вместе с Н. Тинбергеном и К. Фришем удостаивается Нобелевской премии в области физиологии и медицины за "открытие формирования и закрепления моделей индивидуального и группового поведения животных". К. Лоренц являлся иностранным членом Лондонского Королевского общества и Национальной академии США.
Всемирно известный ученый Конрад Лоренц скончался 27 февраля 1989г. в австрийском городе Альтенберг в возрасте 86 лет.