Логотип

ПОЛИТИСТЕРИКА

ЧТО ТУТ НАЧАЛОСЬ… ИСТЕРИКА — САМОЕ БЕЗОБИДНОЕ ИЗ СЛОВ, которыми можно охарактеризовать ту остервенелую кампанию против сопредседателей, которая развернута в Баку. Заголовки на интернет-ресурсах говорят сами за себя: «Минская группа нарушает международное право в отношении Азербайджана», «Позиция сопредседателей является показателем двойных стандартов», «Антиазербайджанское воззвание сопредседателей», «Минская группа снова ставит подножку миру в регионе» и пр., и пр. Воинственный ор голословных заявлений и пустопорожних обвинений, не подкрепленных какими-либо аргументами, органично обрамила угроза некоторых политических сил «отказаться от посредничества сопредседателей» и добиться созыва Минской конференции. С заявлением выступил и МИД Азербайджана, не отличившись при этом от общего некомпетентного хора ни профессиональностью подхода, ни маломальской обоснованностью аргументов.

Пресс-секретарь этого ведомства Хикмет Гаджиев заявил, во-первых, что «Минская группа ОБСЕ не имеет оснований выступать в качестве монополиста переговорного процесса», во-вторых, что «МГ вмешивается в деятельность другой международной организации, которая старается внести вклад в урегулирование конфликта», а также «в дела суверенного государства». Далее Гаджиев сказал, что, «согласно мандату, сопредседатели МГ ОБСЕ в процессе урегулирования должны принимать во внимание четыре резолюции Совета Безопасности ООН по освобождению оккупированного Нагорного Карабаха и прилегающих к нему территорий, а также документы других международных организаций».

Приходится в очередной раз уличить Хикмета в безграмотности и недопустимой для дипломата произвольной трактовке основополагающих официальных документов, касающихся мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. А именно: в мандате Минской группы, согласно официальному сайту ОБСЕ, ни словом не упоминается ни о резолюциях СБ ООН, ни об иных документах. Специально для пресс-секретаря и других невежд из МИД Азербайджана разъясним, что в разделе Mandate говорится, в частности, что 23 марта 1995 года председатель ОБСЕ поручил сопредседателям Минской группы обеспечить соответствующую основу для разрешения конфликта посредством переговорного процесса; добиться заключения Сторонами соглашения о прекращении вооруженного конфликта, что позволит созвать Минскую конференцию; содействовать мирному процессу путем развертывания многонациональных миротворческих сил ОБСЕ (перевод наш. — М.Г.).

СТОЛЬ ЖЕ СМЕХОТВОРНО ВЫГЛЯДЯТ И ОБВИНЕНИЯ во «вмешательстве в деятельность другой международной организации»: в данном случае именно ОБСЕ в лице Минской группы имеет все основания и право говорить о вмешательстве в свою деятельность со стороны ПАСЕ, не обладающей, как известно, никаким мандатом на деятельность по урегулированию конфликта. А уж упреки во «вмешательстве в дела суверенного государства» и вовсе выглядят попросту анекдотично. Что же касается периодически раздающихся обвинений в адрес сопредседателей в «монополизации» переговорного процесса, то, право же, создается впечатление, что в Баку лишь сейчас, на 21-м году процесса урегулирования, внезапно открыли для себя тот факт, что 23 марта 1995 года в соответствии с решениями Будапештского саммита был выдан мандат на сопредседательство в процессе урегулирования в формате именно Минской группы. И забыли, что Азербайджан дал свое согласие на это, причем подчеркнем, в лице «общенационального лидера» Гейдара Алиева — тогдашнего президента этой страны. И что ни одна другая международная структура, в том числе ПАСЕ, по сей день не получала аналогичного мандата, да и не обращалась за таковым.

Более того, ассамблея никогда не имела и не имеет миссию урегулирования  и не занималась поиском политических решений в конфликтах, соответственно, не обладает опытом посреднической деятельности. Именно это и послужило причиной того, что Азербайджан развернул в стенах ПАСЕ бурную  деятельность, стремясь разными, в том числе криминальными путями, добиться принятия тенденциозных и очевидно не отражающих реалии документов. Тот факт, что это удалось ровно 11 лет назад, когда был принят первый такого рода доклад Дэвиса-Аткинсона, и сегодня, когда удалось дотащить до пленарной сессии позорные для любой уважающей себя международной организации доклады, свидетельствует как раз-таки о недопустимости и опасности какого-либо приближения ПАСЕ к столь сложному и деликатному вопросу, как нагорно-карабахский. И наоборот, нежелание привнести свою лепту в решение множества гуманитарных и правозащитных проблем в контексте того же конфликта говорит о том, что, вынося на голосование резолюции по докладам Уолтера и Маркович, организация руководствуется совершенно иными, нежели содействие мирному процессу, соображениями.

В ЗАПАЛЕ АБСУРДНЫХ ОБВИНЕНИЙ В АДРЕС СОПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ азербайджанская сторона не замечает, что, зубами защищая и проявляя кровную заинтересованность в принятии резолюций, «отражающих справедливую позицию Азербайджана», Баку тем самым лишь подчеркивает их субъективный и односторонний характер. Не будем вновь приводить бесчисленные аргументы, свидетельствующие об изначальной пристрастности авторов, как и об опасности последствий принятия резолюций по докладам.  К сожалению, ассамблея не прислушалась к первому, достаточно тактичному (как, впрочем, и нынешнее заявление) предупреждению сопредседателей о том, что «стороны приемлют формат Минской группы» и что «перед публикацией докладов, относящихся к Нагорному Карабаху, ПАСЕ необходимо консультироваться с ОБСЕ». Нежелание считаться с аргументами, приводимыми структурой, не в пример дилетантам от ПАСЕ обладающей огромным опытом урегулирования именно данного конфликта, еще одно доказательство того, что определенные лица в ассамблее руководствуются другими соображениями и целями, нежели достижение мира в регионе. И что решения в ПАСЕ принимаются на основе не правовых и гуманитарных норм и политического здравомыслия, а исходя из иных интересов, устраивающих только одну из сторон переговорного процесса.

Отсюда столь нежная любовь Азербайджана к ПАСЕ — структуре, деятельность и нравы в которой давно стали предметом поименных  криминальных разоблачений со стороны различных международных организаций и мировой прессы. Структуре, сильно пошатнувшийся авторитет которой сегодня грозит окончательно рухнуть благодаря Азербайджану, пытающемуся манипулировать ассамблеей посредством отдельных нечистоплотных депутатов, в первых рядах которых — давно и основательно оскандалившийся Педро Аграмунт, вступающий на пост председателя ПАСЕ.

К деятельности сопредседателей Минской группы можно относиться по-разному. Но одно бесспорно: на протяжении более чем 20 лет они демонстрируют высокий профессионализм, ярким проявлением которого стало глубокое осознание невероятной сложности нагорно-карабахского вопроса и необходимости крайне деликатного, осторожного отношения к нему, напрочь исключающего кавалерийские наскоки уолтеров и марковичей. Именно этот ответственный подход и не устраивает Азербайджан, привыкший все решать топорными методами базарного торга и оттого мертвой хваткой вцепившийся в стремительно деградирующую ПАСЕ.  

P.S. Любопытно, что председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Илкка Канерва отменил свой визит в Баку и послал вместо себя заместителя. О причинах вначале ничего не сообщалось, и лишь спустя день в качестве объяснений были названы «проблемы со здоровьем». Надеемся, что отмена поездки в Азербайджан поспособствует выздоровлению г-на Канерва.