Наш микроавтобус забуксовал на обратной дороге из Парз Лича и встал, как вкопанный. Журналистам, сопровождавшим вчера министра охраны природы РА Арама Арутюняна в его рабочей поездке по Национальному парку "Дилижан", пришлось шлепать по щиколотку в грязи вслед за взятой на буксир машиной.
Дороги на территории Национального парка просто ужасные — сплошное месиво. От Парз Лича осталось одно название — ясно в озере можно увидеть только последствия халатного, точнее — свинского отношения наших сограждан к родной природе. Повсюду в воде валяются пустые бутылки, бытовой мусор, окурки от сигарет и прочий хлам. Неописуемая красота дилижанской природы соседствует со столь же неописуемым свинством потребителей этой самой природы.
Впрочем, говорят, в ближайшем будущем Национальный парк "Дилижан" будет приведен в образцовый вид — по крайней мере так утверждают чиновники из нашего природоохранного департамента. План управления Национальным парком был разработан Министерством охраны природы РА в 2004-2006гг. в рамках программы управления природными ресурсами. . . Основой для разработки плана стали взятые на себя Арменией международные обязательства, подписанные республикой международные конвенции и законы РА, регулирующие природоохранную сферу.
Скажем, что общая территория Национального парка "Дилижан" составляет 33765 га, а природоохранная зона равняется 11063 га. Парк разделен на несколько "тематических" зон, четыре из которых — заповедные (2277 га) , семь — экономические (26359 га) и еще семь — рекреационные зоны (4194 га).
"Перед нами стоит много задач, — сказал в беседе с журналистами министр охраны природы Армении Арам АРУТЮНЯН. — В результате природных катаклизмов — сильных ветров, обильных снегопадов — в парке повалено много деревьев, от которых необходимо очистить лес. Необходимо также пронумеровать каждое дерево на территории Национального парка, и этот процесс уже идет полным ходом. Одна из очень серьезных проблем — оползни, с которыми нужно бороться, причем таким образом, чтобы по возможности ликвидировать проблему раз и навсегда.
Необходимо предпринять немедленные шаги по очистке Парз Лича. Дело в том, что заболоченность озера увеличивается, многие деревья в результате обильных дождей, смывающих почву, оказались под водой. . . Все эти вопросы нуждаются в скорейшем решении, и мы обсуждаем возможные пути ликвидации проблем с застройщиком. . . "
Организацией, взявшей на себя обязательства по очистке Парз Лича и территории вокруг озера, превращению этой территории в зону отдыха, оказалась компания "Айрапетян и сыновья", заключившая с Национальным парком "Дилижан" арендный договор сроком на 25 лет. Компания собирается благоустраивать территорию, провести необходимые мероприятия по очистке озера и леса, противооползневые мероприятия. В ближайшем будущем предполагается строительство деревянных коттеджей, в которых могут останавливаться туристы, в более отдаленной же перспективе "Айрапетян и сыновья" планируют построить у озера большой гостиничный комплекс.
Вообще "Дилижан" по прогнозам должен превратиться в зону экотуризма, хотя для того чтобы воплотить подобный план в жизнь, наверняка потребуются не один и не два года (в принципе программа рассчитана на 4 года). Прежде всего необходимо привести в порядок дороги, иначе потенциальные экотуристы определенно рискуют переломать себе конечности — это в лучшем случае.
Ну и, конечно, для развития экотуризма необходимо создание соответствующего информационного центра, способного предоставить полноценную информацию о наилучших для туристов маршрутах. Кстати, строительство здания для центра уже идет, предполагается создание восьми экотуристических маршрутов, четыре из которых в этом году уже будут готовы. Ну и напоследок — вопрос: как бороться с незаконной вырубкой деревьев? По идее за сохранностью леса обязаны следить лесничие. В Национальном парке "Дилижан" работают 43 лесничих. Не знаю, много это или мало, но факт тот, что наличие "лесных сторожей" проблемы незаконной вырубки леса не решает. . . Почему?
— Дело в том, что мы работаем до шести часов вечера, — рассказывает один из лесничих парка, пожелавший сохранить инкогнито. — Браконьеры прекрасно знают об этом и начинают рубить деревья вечером, когда их никто не охраняет. Но не можем же мы дежурить круглосуточно — при зарплате в 35000 драмов в месяц нам никто не платит за сверхурочные. Между тем за каждое вырубленное дерево нас вынуждают платить из своего кармана, а это огромные деньги. За одно вырубленное дерево (обхват ствола которого составляет 30 см) нам приходится платить порядка 125000 драмов. Это несправедливо — ведь мы не можем контролировать ситуацию во внерабочее время. А браконьеры именно в это время и орудуют. Необходимо как-то отрегулировать работу по охране леса от браконьеров — ввести график дежурств, платить людям деньги за сверхурочный труд и т. д.
