Логотип

«МИФ О АЙКЕ — ЭПИЗИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ ДРЕВНЕЙШЕЙ АРМЯНСКОЙ КОСМОГОНИИ», —

считает доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии НАН РА Армен ПЕТРОСЯН
— Древнейший армянский миф о победе Айка над Бэлом — тема настолько глубокая и многогранная, что можно говорить о ней исходя из разных аспектов — истории, этнографии, лингвистики, литературоведения, культурной антропологии и т. д. Но, вероятно, что самое главное, этим мифом осмысливается вопрос о происхождении армянского народа, не так ли?
— Безусловно. Каков образ Айка, именем которого древние армяне назвали самое красивое созвездие Орион (игравшее, кстати, большую роль во многих мифологиях мира) и, возможно, также планету Марс? Созвездия и планеты всегда носили имена богов, но никак не обычных смертных. Далее: именем Айка называется наша страна, именем Айка и его сыновей в армянском мире традиционно называются районы, горы, реки. Календарные месяцы, часы дня носили имена сыновей и внуков Айка. В мифологическом мышлении называние соответствует созиданию, творение неразрывно связано с называнием. Таким образом, Айк в армянской традиции предстает как создатель, творец армянской вселенной, патриарх. А что такое миф о создании? Это главный миф всех древних традиций. В таких мифах обычно "наш" герой, "наш" бог убивает соперника — монстра или чужого бога — и из его тела создает вселенную. До того нет вселенной, есть только хаос. И с этого момента, с этой точки отсчета берут начало время и пространство.
В мифе о Айке и Бэле Айк — это бог-творец (в эпической форме) , который, одерживая победу над Бэлом, олицетворяющим хаос, создает армянскую вселенную. В этом смысле армянская традиция не одинока. В греческой традиции история тоже связана с мифом, мы можем найти аналогии и в римской традиции, вспомнив историю Рэма и Ромула. Ведь это самая настоящая эпизированная мифология. Можно найти подобные примеры и в скандинавской мифологии, в которой бог Один предстает то богом, то прародителем скандинавских народов. Очевидно, что миф о Айке является эпизированным вариантом древнейшей армянской космогонии, мифа о творении. Очевидно, что каждое явление для архаического человека могло быть объяснимо только в сопоставлении с мифологическим прототипом. Иначе жизнь лишалась ценности. Ведь человек имеет ценность, поскольку он, скажем так, является отражением божественной сути, то есть образом и духом своим подобен богу. Когда мы придаем чему-то значимость — это всегда сопоставляется с мифом о творении.
— То есть если человек, к примеру, любит, то он повторяет действия первого любящего, свадьба повторяет первую свадьбу, смерть повторяет первую смерть и т. д. ?
— Именно так. А после смерти происходит возрождение, ибо, когда великий бог убивает своего противника, он должен возродиться, так как из части его тела создается космос. И поэтому происходит обновление всего космического. Дохристианский армянин должен был всегда смотреть назад, все сопоставляя с прототипом, со своим космогоническим мифом. Посмотрите, сколь многочисленна была семья Айка — триста мужчин, его сыновья, внуки, до седьмого поколения их жены и дети и т. д. Собственно, это даже не семья в узком понимании слова, а патриархальная фамилия. И вплоть до XIX века у армян сохранялась модель патриархальной семьи, численность которой иной раз достигала 200-300 человек. Интересно еще то, что армяне лучше других народов сохранили даже индоевропейскую терминологию родства. Древние армяне хорошо понимали ценность семьи и называли по имени ее патриарха.
— Что означает "Айк"?
— Скорее всего, это уважительно-уменьшительное от "айрик" и означает "патриарх", "господин". В этнографическом плане семья Айка — тот зародыш, из которого образовался армянский народ. И древние армяне это осознавали, считая себя представителями, потомками той большой семьи Айка. Триста человек превратились, скажем, в три миллиона, но они все равно остались одной семьей. Влияние мифа о Айке и Бэле на сознание наших предков было огромным на протяжении тысячелетий. . .
— Как с исторической точки зрения можно трактовать миф о победе Айка над Бэлом?
— По мифу, противником Айка является Бэл Мардук — великий бог Вавилона. Бэл означает "хозяин", "владыка". Вне всякого сомнения, борьба между Айком и Бэлом отражает реальные взаимоотношения между жителями Армянского нагорья и Месопотамии, которые были отмечены и кооперацией, и конфликтами. Можно сказать и так: миф отражает вражду между богами, в которой Бэл выступает эпонимом Вавилона, а Айк — эпонимом Армении. Здесь есть еще один важный аспект — временной. Миф как таковой не имеет временной локализации, он вне времени и пространства. Как я уже сказал, именно мифом объясняется возникновение времени и пространства. Но когда миф эпизируется, он принимает историческую окраску, локальные временные и пространственные характеристики. Бэл — имя западносемитского бога, а западные семиты завоевали Вавилонию и ввели культ Бэла Мардука в начале II тысячелетия до н. э. Но по сути это нам ничего не дает, ибо в мифе эпохи могут меняться. Поэтому было бы правильнее сказать, что миф может отражать в себе разные эпохи, которыми отмечены взаимоотношения между жителями Армянского нагорья и Месопотамии.
— А как насчет версии известного армянского ученого Гевонда Алишана, который считал, что битва между Айком и Бэлом произошла 11 августа 2492 года до н. э. , в полдень? Если учесть, что древние армяне отмечали Новый год именно 11 августа, а мифом, как вы сказали, объясняется возникновение времени и пространства, то эта версия вполне состоятельна, не так ли?
— Безусловно, это очень интересная версия. И хотя она не является научным фактом, на ее базе можно создать армянскую классическую традиционную хронологию. Это, конечно, вовсе не означает, что речь идет о возникновении Армении. Но вспомним, что еще в XIX веке, в начале XX века армяне Нахичевана именно 11 августа справляли праздники, ритуалы, обряды, связанные с мифом о Айке и Бэле и началом времени — днем Нового года.
— Какое, на ваш взгляд, значение имел миф о победе Айка над Бэлом для формирования национального самосознания, армянской идентичности?
— Дело в том, что в дохристианское время армяне всегда связывали начало своего существования с мифом о Айке, мифом о творении, ибо, как я уже отметил, архаическое мышление все связывало с Началом. Когда ты воюешь со своим противником, ты должен воевать, как Айк, когда ты умираешь, ты должен умирать и воскресать, как Ара Прекрасный, и т. д. Все имеет свои божественные, небесные прототипы. Таким образом, мифом о Айке должна была осмысляться вся палитра жизни для древних армян. И это один из редких мифов, которые перешли (в христианизированной форме, разумеется) из дохристианского периода в армянскую христианскую традицию. Более того, миф о Айке настолько был синкретизирован с христианской мифологией, что, не будучи в противоречии с христианским мышлением, мог осмысляться как христианский миф. Мовсес Хоренаци пишет, что любит считать своих героев так — Айк, Арам, Тигран Великий. . . То есть три великих легендарных героя были включены в число тех образов, которые формировали идентичность средневековых армян. . .
— Давайте поговорим о мифе с литературной точки зрения. . .
— Знаете, когда историки стремятся придать мифу о Айке и Бэле слишком сильную историческую окраску, то это, я убежден, крайность. Есть ли нужда столь рьяно доказывать историчность мифа? Все народы имеют историю, в которой отражены войны, победы, поражения. . . Но не все народы имеют миф, подобный мифу о Айке и Бэле. У греков великая мифология, но все-таки миф о происхождении греческого народа как бы второстепенный и не может быть сравним с армянским. Армянский миф о создании армянского народа — это армянское творение, творение армянского космоса. Наша история исключительно космизирована, и одно это уже — великая ценность. Конечно источник, которым мы располагаем сегодня, — христианизированная версия мифа, но это не нивелирует его величие. Повторюсь: не у всех народов, даже очень древних, есть миф о творении, подобный нашему.
— Какое значение может иметь миф о победе Айка над Бэлом для нас, современных армян?
— Это одна из непреходящих ценностей, которые всегда были, есть и будут в центре армянской мысли, армянского сознания. Миф о Айке и Бэле всегда был актуален в плане философского мировосприятия — и в дохристианское время, и в христианской Армении. Думаю, наши дети должны детально проходить его в школе. Кроме того, ведь миф не исчерпывается победой Айка над Бэлом. Айк — основоположник, патриарх. Первый армянин, который умирает и воскресает, — Ара Прекрасный. У нас есть миф о непобедимом Араме — воине. В этом цикле воссоздан весь космический цикл — созидание, любовь, победа, рождение детей, смерть, возрождение. . . Это история армянского народа, первоисточник для понимания всего, что есть в армянине и вне его, того, что его окружает — одним словом, всего, скажем так, армянского космоса. . .