Логотип

НА ПОРОГЕ 2008 ГОДА:

Прошлое, настоящее, будущее
Скоро мы встретим очередной Новый год — Год Крысы по Восточному календарю, и, признаться, наряду с ожиданием волшебного праздника — всегда удивительного, феерического, радостного, оптимистичного — какое-то странное настроение не дает покоя.
Почему-то накануне именно этого Нового года, больше чем когда- либо прежде, неудержимо тянет мыслью назад, в прошлое — то самое, которое хотелось бы забыть, как страшный сон.
1992, 1993, 1994, 1995. . . — кто из нас, переживших этот смутный период в Армении, вопреки стремлению сохранить душевное спокойствие, не вспоминает пройденный ад — ад холодных мертвящих зим, тусклых керосиновых ламп, чадящих печей, голода, беспросветной темноты, нищеты? И хотя с каждым новым годом то страшное прошлое отходит все дальше и дальше, мы до сих пор вспоминаем его, сравниваем, и до сих пор в наших новогодних пожеланиях звучит тост: "Дай бог, чтобы пережитое никогда не повторилось. . . " Правда, на протяжении последних нескольких лет в этом пожелании уже не звучало прежней горечи, страха и ненависти к тем, кто стал причиной неимоверных физических и душевных страданий большинства жителей независимой Армении. Просто время притупляет боль, стирает ее остроту. Так и должно быть.
Между тем нынче мы все чаще снова обращаемся к тем годам с тем же отвратительным привкусом горечи, которым было отмечено наступление предыдущего года Крысы 12 лет назад. Какие пожелания высказывались тогда — кроме, разумеется, традиционных пожеланий счастья, здоровья, благополучия, любви, мирного неба над головой? Чтобы правлению аодовской "крысиной стаи", разграбившей и опустошившей Армению, пришел конец раз и навсегда.
Возникшая в преддверии грядущих в феврале 2008 года президентских выборов фигура экс-президента Левона Тер-Петросяна, вновь рвущаяся к власти аодовская клика, приоткрывающиеся страницы смутного времени, преступления и тайны аодовского правления, муссируемые отечественными СМИ, — не в этом ли причина того, что все участники традиционного предновогоднего опроса "ГА", высказывая свои пожелания, ожидания и чаяния, обращенные в будущее, неизменно обращаются к трагическим событиям начала и середины 90-х годов прошлого столетия?
Гаяне БУНАТЯН, экономист:
"Впервые ощутила желание отомстить. . . "
— Знаете, я не могу не сказать о том, что волнует меня больше всего и чего я больше всего боюсь. Конечно, трудно поверить в реальную реинкарнацию АОД и в то, что Левон Тер-Петросян может снова стать президентом Армении. Его правление стало кошмаром, от которого до сих пор бросает в дрожь.
В 1993 родился мой сын, и у нас не было денег, чтобы отапливать зимой ледяную квартиру, не было света, воды. Оба — и муж, и я — одновременно потеряли работу, потому что закрылось производство, на котором мы трудились. За несколько месяцев за бесценок мы продали все ценные вещи в доме, только чтобы наш ребенок выжил. Эти воспоминания как-то притупились в последнее время, но как только я увидела Л. Тер-Петросяна — наглого, циничного, что-то вещающего по телевидению, все во мне перевернулось. Я никогда не считала себя мстительным человеком, но теперь впервые ощутила желание отомстить — за годы, превратившие меня раньше времени в старуху, за сына, у которого в результате неполноценного питания в младенческие годы сегодня серьезные проблемы со здоровьем. К тому же он почти слепой — врачи говорят, что у многих детей, родившихся в начале 90-х, зрение ни к черту не годится. Я хотела бы отомстить за брата, который вынужденно уехал из Армении навсегда, потому что не мог прокормить семью, за сестру, которая стала инвалидом. Она спала на диване, к которому был прислонен рефлектор. Несколько дней дома не было света, а когда свет включили, случился пожар — на сестре загорелось одеяло. Ее удалось спасти, но ужасающие ожоги остались на всю жизнь.
Я не представляю себе, как аодовское руководство, которое должно ответить за свои преступления перед народом, еще смеет появляться перед ним, устраивать митинги и мечтать о власти. Знаю только одно: я смогу забыть об ужасном времени правления АОД только тогда, когда Л. Т. -П. будет сидеть в тюрьме, а его клика получит по заслугам. Ловлю себя на мысли, что это желание в преддверии Нового года ничуть не меньше, чем пожелания здоровья, счастья, стабильности, благополучия всем нашим согражданам. Всех поздравляю с наступающим праздником и надеюсь, что президентские выборы все расставят по местам и грядущий год навсегда избавит нас от крыс, рвущихся к власти.
Генрих АВАКЯН, виолончелист:
"Уеду все равно куда"
— Мои пожелания в преддверии наступающего Нового года вполне банальны: чтобы близкие были здоровы и благополучны, чтобы в стране была политическая стабильность и мир.
Моему сыну в будущем году предстоит отправиться на службу в армию, и для семьи это, конечно, большое испытание. . . К сожалению, не могу констатировать, что прошедший год был достаточно удачным. Как бы власти ни бравировали экономическими показателями, думаю, что колебания курса доллара, именуемые укреплением драма, пребольно ударили по карманам большинства наших сограждан. Цены выросли, доллар упал, выживать стало труднее. Поднявшаяся ненамного зарплата никак не отразилась на повышении уровня благосостояния людей, потому что цены на продукты питания, одежду, услуги выросли еще больше. Но, что бы там ни было, все это не так волнует, как ожидаемые в начале будущего года президентские выборы. Я никогда особенно не интересовался политикой, но результаты выборов президента Армении имеют для меня лично судьбоносное значение. Если, не дай бог, к власти вернется Тер-Петросян, я соберу чемоданы и уеду с семьей из страны. Все равно куда.
Елена МАНУКЯН, пенсионерка:
"Экс-президенту надо бы прилюдно покаяться"
— Наверное, в Армении больше всего жалуются старики, которым трудно выживать в условиях тотального повышения цен. Но я вижу первые хорошие ростки: то, что пенсии в будущем году ощутимо повысятся, очень отрадный факт, хотя страшно боюсь, что рост цен съест всю прибавку и проблем у пенсионеров не станет меньше.
Моя дочь живет в Москве и на протяжении многих лет каждый месяц высылает мне $100. Но курс доллара так быстро падает, а цены так быстро растут, что этих денег мне теперь хватает с большим трудом. Приходится во всем себя ограничивать, питаться по минимуму, экономить на электроэнергии, потреблении воды и т. д. Но, знаете, все эти трудности в сравнении с пережитыми ужасами 90-х годов прошлого столетия кажутся преодолимыми.
Почему я вспомнила об этом? Да потому что АОД во главе с "возрожденным" Тер-Петросяном, желающим снова оказаться в кресле главы государства, делает все, чтобы напомнить народу о пережитых страданиях. Как они смеют что-то объяснять, критиковать, оправдываться?! Им, в частности экс-президенту, надо бы прилюдно покаяться в совершенных преступлениях. Хотя такое не забывается и не прощается.
Я потеряла мужа в те темные годы — в 1993 от постоянного стресса он получил несколько инфарктов и скончался. Моя дочь навсегда уехала из Армении. Она сказала: "Мама, даже любовь к тебе не может быть сильнее ненависти к этой власти. . . " Дочь просила меня уехать с ней, но здесь моя родина и могила мужа, которую я не оставлю беспризорной.
Всех армян, всех моих дорогих сограждан поздравляю с наступающим Новым годом и желаю благоденствия, процветания, здоровья, оптимизма, терпения. Молодым желаю не уезжать из Армении, не бросать своих родителей, которым больше всех материальных благ на свете нужна любовь детей, чтобы они были рядом. . .
Грант МАРКАРЯН, предприниматель:
"Иного выбора нет, как идти вперед"
— Новогодние пожелания? Наверное, я пожелаю того же, что все люди желают друг другу в Новый год: здоровья, процветания, побольше денег, поменьше проблем, желаю хорошего настроения и оптимизма. Очень хотелось бы надеяться, что президентские выборы пройдут без эксцессов и внутриполитическая ситуация в Армении останется стабильной. Очень надеюсь на то, что по завершении выборов президента аодовская рать навсегда исчезнет из нашей политической жизни.
Когда я на них смотрю — наглых, циничных, выступающих нынче на трибунах от имени народа, который они едва не уничтожили, то невольно вспоминаю самые тяжелые годы своей жизни, которые обернулись впоследствии настолько сильным стрессом, что мне пришлось пройти курс психотерапии. Только после этого я снова начал жить. Моя семья распалась в то смутное время: жена и дети уехали в Америку к теще, не выдержав трудностей быта. Я долго переживал и не мог смириться с этой потерей. Потом постепенно встал на ноги, открыл свой торговый бизнес, снова женился, родился сын.
Я думаю, Армения после периода хаоса, ознаменовавшего собой первые годы становления армянской государственности, только-только начала возрождаться. И этот процесс не может пойти вспять. Я верю в то, что укрепится и будет развиваться экономика, верю в справедливое решение карабахского вопроса, в то, что социальное положение населения изменится к лучшему в ближайшее время. Этому просто нет альтернативы. Помните притчу, когда к царю Соломону пришел некто и стал просить его о помощи: "Царь, помоги мне! Каждый раз, когда мне приходится делать выбор, я мучаюсь и страдаю — то ли я делаю, что должно? Как мне быть?" Мудрый царь посмотрел на него внимательно и ответил твердо: "Выбора не существует". Вот и для нас иного выбора не существует, как жить и идти вперед. . .