заявил "ГА" председатель земляческой благотворительной общественной организации "Арцах", депутат НС РА Гамлет АРУТЮНЯН
— Гамлет Михайлович, в этом году земляческая благотворительная общественная организация "Арцах" справляет 20-летие своей деятельности. Расскажите о том, как все начиналось.
— В ноябре 1988 года земляческий союз "Арцах" стал первой официально зарегистрированной общественной организацией в Армении. Он создавался на волне национально-освободительного Карабахского движения и последовавших вскоре трагических событий в Сумгаите в феврале 1988г. Скажу, что вначале мы ориентировались на сугубо экономическую деятельность: помогали становлению и развитию кооперативов в сфере ковроделия, сельского хозяйства и т. д. , помогали реализовывать сельхозпродукцию Армении населению Геташена, Мартунашена, Шаумяна. Все это было на первом этапе нашей деятельности. В дальнейшем тактика и стратегия "Арцаха", конечно, изменились.
— Когда началась война. . .
— С самого начала освободительной войны в Карабахе мы стали создавать добровольческие отряды, отправлявшиеся в зону боевых действий. Земляческий союз "Арцах" посылал на фронт оружие, боеприпасы, провиант. Был период, когда здесь, в Ереване, штаб "Арцаха" превратился в своего рода сборный пункт и склад боеприпасов, готовых к отправке в Карабах. У нас была своя база в аэропорту "Эребуни", которой в то время руководил заместитель председателя союза "Арцах" Виктор Бегларян. Именно из "Эребуни" в блокадный Карабах летали вертолеты — единственная ниточка, по которой отправлялась помощь. Тогда не было лачинской и кельбаджарской дороги. И, рискуя жизнью, наши доблестные пилоты каждый раз прорывались сквозь линию огня. Многие из этих героических ребят погибли на войне, и "Арцах" никогда не терял связи с семьями погибших героев. Мы помогаем им и по сей день. Было бы справедливым сказать, что союз "Арцах" внес немалый вклад в дело победы в священной Карабахской войне. Кстати, именно наша организация в то тяжелое военное время держала связь с зарубежными благотворителями — в частности с нашими соотечественниками из Спюрка, желавшими помочь Арцаху.
— Но потом наступило время, когда союз почти прекратил свое существование — точнее, существовал на грани фола. У вас отобрали помещение, практически выбросили на улицу. Чем вы объясните столь жестокие репрессии со стороны аодовских властей? Вместо похвалы — хула. . .
— Да, наступил момент, когда власти стали весьма неодобрительно воспринимать нашу деятельность. Когда председателем Комитета по специальным программам (оба наших учреждения, если помните, располагались в одном и том же здании) назначили Ваана Ширханяна, противостояние переросло в жестокую репрессию. Используя кулак власти, нас лишили помещения, то есть практически лишили возможности работать. Власти ослабили союз настолько, чтобы можно было окончательно его ликвидировать. С 1995 по 2000гг. мы никак не могли стать на ноги. Но потом все потихоньку наладилось — союз возродился. Благодаря покойному ныне премьер-министру Андранику Маргаряну мы получили временное помещение, в котором можем работать. Очень хотелось бы, чтобы рвущееся сегодня к власти аодовское руководство во главе с экс-президентом республики Л. Тер-Петросяном, все те, кто нынче призывает к толерантности и рассказывает, какие они были пушистые и хорошие, объяснят народу, почему вместо благодарности они подвергли "Арцах" репрессиям.
— А как вы ответите на это "почему"?
— Одна из причин, думаю, заключается в элементарном стремлении отомстить. Земляческий союз "Арцах" был настолько мощной организацией, что во время президентских выборов 1991 года выставил своего кандидата на пост главы государства — Зория Балаяна. Нам этого не простили? Может быть. Во всяком случае пусть бывшие власти, которые вновь к ней стремятся, дадут ответ: почему, вместо того чтобы дать достойную оценку глубоко национальной деятельности союза "Арцах", внесшего немалый вклад в дело победы в Карабахской войне, они сделали все, дабы прекратить его существование. Я помню, как наши ребята шли на фронт, как работали денно и нощно, как прорывали блокаду, только бы вовремя доставить в Карабах боеприпасы и провизию, невзирая на обстрелы. Разве они не заслужили благодарности?
— Чем "Арцах" занимается сейчас?
— В первую очередь мы всячески помогаем инвалидам Карабахской войны и семьям погибших азатамартиков. На протяжении всех этих лет 30 таких семей получают ежемесячно по 25000 драмов. Стараемся по мере сил решать наиболее острые социальные проблемы семей, живущих за гранью нищеты. Помогаем лекарствами первой необходимости, одеждой, продуктами — одним словом, работаем. Ежегодно на благотворительные цели "Арцах" тратит порядка 15 млн драмов. Далее: мы выпускаем газету "Айрени езерк", в которой освещаем актуальные проблемы социально незащищенных слоев населения.
— Какие шаги, по-вашему, должно предпринять государство, дабы решить социальные проблемы инвалидов Карабахской войны и семей погибших азатамартиков?
— Государство должно в корне изменить свое отношение к ним. Инвалиды, участники войны в Арцахе, семьи погибших азатамартиков должны стать самым привилегированным слоем общества. Они наши солдаты, защищали Родину, и защищали доблестно. Родина нуждается в них и будет нуждаться в будущем. Армения не Швейцария, мы живем в регионе, где соседи перманентно угрожают нам войной.
— Когда Азербайджан объявляет, что существует стопроцентная угроза войны, означает ли это, что Армения должна принять особый закон, защищающий права и обеспечивающий все социальные нужды инвалидов, участников войны и семей погибших азатамартиков?
— Да, мы должны это сделать. Действующий закон несовершенен — это очевидно. Все должны внести вклад, чтобы герои войны и семьи, потерявшие на войне кормильца, жили лучше всех. Например, можно принять программу, по которой все граждане, получающие зарплату выше среднего, будут ежемесячно отчислять в Фонд инвалидов Карабахской войны и семей погибших азатамартиков по 10 тысяч драмов. Должен быть создан общенациональный фонд, средства из которого будут направляться на решение социальных проблем участников войны. Замечательно, что существует Всеармянский фонд "Айастан". Но плохо, что даже малая толика собранных средств не идет в помощь азатамартикам. А надо бы. Хотя бы для того, чтобы народ понял: государство ценит лучших своих сынов и дочерей.
— А откуда вы достаете средства, чтобы помогать нуждающимся?
— Нам помогают частные лица, практически все они депутаты парламента: Манвел Казарян, Ашот Арсенян, Ваге Акопян, Армен Пултоян, Армен Мхитарян, Араик Бадеян, Гагик Царукян, Ашот Тоноян и другие. Причем помогают на протяжении многих лет, за что мы им очень благодарны. Союз активно сотрудничает с властями НКР, осуществляя совместные программы помощи инвалидам войны и семьям погибших азатамартиков. Наша сверхзадача — это задача Арцаха. Очень обидно и позорно, что в предвыборный период Арцах стал предметом политических спекуляций, между тем как справедливое решение карабахского вопроса должно стоять в ряду общеармянских задач. По поводу Арцаха не может быть разных мнений. Сегодня в Азербайджане по поводу Арцаха нет разных мнений. Почему? И почему у нас, хозяев вопроса, нет единого подхода к арцахской проблеме? Это стыдно — спекулировать общенациональными задачами и грызть друг другу глотки, добиваясь власти через манипуляцию арцахским вопросом.
— Как вы собираетесь справлять юбилей союза "Арцах"?
— Одно могу сказать: мероприятий намечается много. А еще готовится к изданию книга Гранта Абрамяна "Март кракагци матуйцнерум", повествующая о 20-летней истории земляческого союза "Арцах" и пройденном пути.