Когда-нибудь, возможно, человечество и изобретет волшебный эликсир долголетия и вековой юбилей перестанет быть чем-то из ряда вон выходящим. Ну а пока, глядя на эту удивительную женщину — такую хрупкую и в то же время сильную, деятельную и энергичную, несмотря на свои 100 лет, я пыталась разгадать секрет ее долголетия и неистребимой молодости, не зависящей от возраста, а являющейся как бы отражением внутренней сути, того душевного огня, отблеск которого сияет в ее полных жизни глазах. Признаюсь: в самом факте прожитых человеком долгих лет для меня нет ничего экстраординарного или достойного восхищения. Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание, писал Сенека, и мне трудно с этим не согласиться. . .
МАРГАРИТА ГРАНТОВНА ШАГИНЯН — врач, писательница, поэтесса, фотограф — родилась 19 февраля 1908 года в Тбилиси, в семье писателя Георгия Чархишвили (Геворка Алавердяна). Родители развелись, когда Маргарита была еще совсем малышкой. Вскоре мама снова вышла замуж — за педагога Гранта Шагиняна, и семья переехала в Армению. Маргарита Грантовна тепло вспоминает о своем отчиме — человеке, чью фамилию она носит. "Он стал мне настоящим отцом — добрым, любящим, внимательным. . . " Много ли в Армении в конце 20-х-начале 30-х годов прошлого столетия можно было найти женщин, избравших профессию врача, да к тому же женщин-стоматологов? Их были единицы.
"Я с детства мечтала стать врачом, причем именно стоматологом", — рассказывает Маргарита Грантовна. И она воплотила свою мечту в реальность, как впоследствии воплощала все задуманное. В течение долгих лет — 1940-1948гг. — в тяжелое военное время Маргарита Грантовна работала как специалист-стоматолог на швейной фабрике им. Клары Цеткин в Ереване, а в послевоенные годы — в поликлинике. . .
Еще в юности Маргарита Шагинян начала писать, и литературное творчество стало неотъемлемой частью всей ее жизни. Рассказы, в том числе детские, стихи, радиопьесы, юморески — она и теперь, в свои сто лет продолжала бы творить, если бы не подвело зрение. "Знаете, я не помню, чтобы мама когда-нибудь просто сидела без дела, — говорит Анна, дочь Маргариты Грантовны. — Она всегда работала: то принимала пациентов, то писала ночи напролет, когда не хватало времени днем, то занималась домашним хозяйством. Ее пример стал для меня лучшей школой воспитания, сформировавшей меня как личность. . . "
В 1930 году Маргарита Грантовна вышла замуж за врача-педиатра Габриела Маркаряна, ставшего впоследствии доктором медицинских наук и руководителем кафедры педиатрии Ереванского медицинского института. Мать троих детей, имеющая внуков, правнуков, эта неутомимая женщина, рано потерявшая мужа, имеет право гордиться собой не только как состоявшийся специалист, творческая личность, но и как мать, вырастившая троих прекрасных детей. Дочь Ирина стала биологом, Анна — физиком, а сын Микаэл пошел по стопам родителей, избрав профессию врача. Сегодня он кандидат медицинских наук, доцент, полковник медицинской службы. . .
У детей Маргариты Грантовны давно уже свои семьи, свои дети, внуки. И вся эта большая семья по традиции собирается в тесной, но уютной квартирке тикин Марго в дни ее рождения. Все стены этого скромного дома, пропитанного творческой энергией хозяйки, увешаны фотографиями, сделанными ее рукой.
Когда-то, в далекие 70-е прошлого века, Маргарита Грантовна увлеклась искусством фотографии, и это увлечение, равно как и другие ее творческие опыты, переросло в серьезное дело. Фотографии, сделанные Маргаритой Шагинян, публиковались в газетах, журналах, их можно найти в "Гаруне", в "Литературной газете", в "Авангарде" и т. д. А со стен ее квартиры улыбаются лица известных и неизвестных людей. Здесь фотографии актрисы Арус Асрян, певца Ованеса Бадаляна, легендарного Артемия Айвазяна, забавные мордашки детишек, запечатленных камерой в момент игры, пейзажи. . . Здесь прошлое не застыло, как нечто безвозвратно ушедшее, оно органично сосуществует с настоящим и перекликается с будущим, вовлекаясь в орбиту жизни удивительной женщины — Маргариты Грантовны Шагинян.
В сборнике ее произведений, опубликованном в Ереване в 2001 году (есть и сборник, вышедший в свет в 2002) , есть стихотворение, посвященное азатамартикам — участникам Арцахской войны. Опираясь на костыли, идет по дороге солдат-инвалид, потерявший на войне ногу. С тоской смотрит он на людей, встречающихся ему на пути — людей, которым не нужны костыли. Девушка рядом, перехватив полный горечи взгляд воина, ласково шепчет ему: "Не завидуй им, мой друг. Обопрись о мое сердце и гордо иди вперед. . . "
Есть такие вечно молодые сердца, опираясь о которые можно черпать силы и духовную энергию, сердца, которые не стареют и не изнашиваются, несмотря на груз лет, испытания, трудности. Сто лет — кто сказал, что это старость? Можно быть старым, будучи юным, и быть слепым, будучи зрячим. А можно оставаться молодым, когда лицо покрыто морщинами, и уметь видеть жизнь, когда угасло зрение. Можно, если есть внутренний свет. . .