После публикаций в "ГА" о наших сегодняшних гербе и гимне редакция получила многочисленные отклики читателей. Одни считают, что наши герб и гимн отвечают сегодняшним запросам армянства, другие полагают, что необходимо вернуться к гербу, созданному Мартиросом Сарьяном, и гимну, написанному Арамом Хачатуряном. Корр. "ГА" провели опрос на эту тему.
Альберт СТЕПАНЯН, кандидат экономических наук, пенсионер:
— С радостью отметил в номере "ГА" от 24 июля 2008 года статью, где говорится о государственном гербе РА. Предлагаю вам отрывок на эту тему из моей неопубликованной книги. Желательно было бы иллюстрировать эту реплику фотографиями 3 гербов: выполненный Акопом Коджояном оригинал герба Первой Республики, сарьяновский герб Советской Армении и действующий герб РА.
Отмечу прежде всего, что принятый под именем герба Первой Республики и действующий символ хоть и похож, но имеет совершенно иную смысловую нагрузку. В результате гениальный сарьяновский герб, изумительный по выразительности и точности, был заменен неудачным "двойником" коджояновского герба, что было сделано вовсе не случайно. У Сарьяна мы имели Арарат, непобедимый символ и свидетель тысячелетней истории Армении, наш Арарат – единственный в мире. И даже турки вместе с большевиками не сумели убрать его с герба. Мы имели листья и гроздь винограда, пшеничный колос, растения, которые если и не появились впервые у нас, то по крайней мере Армения является одним из центров распространения этих культур. Одним из основных аргументов противников сарьяновского герба было наличие на нем звезды. Но давайте не забывать, что в таком случае на знамени столь чтимых ими США этих звезд красуется штук 50. А то, что под звездой (символика коммунизма) Сарьян расположил Солнце – предмет тысячелетнего почитания и символ жизни для нашего народа, — никто не захотел учесть.
На нынешнем гербе вместо Арарата фигурируют два холмика, и чтобы увидеть в них Арарат, нужно иметь большое воображение. Турки, вероятно, с благодарностью восприняли такой вариант. На действующем гербе основное место в композиции занимают лев и орел, которые десятками "пасутся" на гербах других стран. Кстати, на новом гербе они выглядят совершенно иначе, чем на оригинале Коджояна, где они демонстрируют готовность отдать жизнь, защищая то, что им доверено. В этом был основной смысл коджояновского варианта, созвучного времени создания герба, когда армянский народ вел борьбу за право жить. В новом варианте орел со львом как бы театрализованные, кукольные, декоративные – в точности как сторонники этого герба. Орел, к примеру, на мой взгляд, вряд ли способен взлететь, и крылья он расправил, как будто специально фотографируется, и это невольно напомнило мне первого президента, который перед выступлением в телеэфире засучил рукава. Кстати, в коджояновском варианте и Арарат был похож на Арарат, в отличие от ныне действующего герба.
Армен АМБАРЦУМЯН, продюсер:
— На мой взгляд, в первую очередь у нас должно внутренне измениться отношение к таким важнейшим государственным символам, как флаг, герб, гимн… Сегодня это отношение достаточно безразличное, равнодушное, а так быть не должно. Ведь, в частности, герб и гимн должны вызывать в человеке и конкретно в армянине чувство патриотизма, гордости за свою страну, гордости за свою принадлежность к армянской нации. Если изменить внешнюю атрибутику, но не изменить сути, пользы никакой не будет…. Если возврат к гербу Мартироса Сарьяна и гимну Арама Хачатуряна способен произвести эти самые внутренние перемены в гражданах Армении, то давайте вернемся к нашим классикам – я не против, хотя мне лично, например, нравится сегодняшний герб. Между тем при адекватном отношении к своим символам государства нам вообще, думаю, не о чем было бы спорить и дискутировать на тему — старый герб лучше или новый, старый гимн лучше или новый. Мы воспринимали бы имеющуюся символику как святыни, не помышляя об их смене…
Мкртыч МИНАСЯН, председатель Союза архитекторов Армении:
— Конечно, надо вернуться к нашей прежней символике – гербу Сарьяна и гимну Хачатуряна, я в этом абсолютно убежден. Величайшие наши мастера создали государственный герб и гимн, что может быть больше, зачем нужно было их менять? Случайно подобные шедевры мастерами не создаются, а герб, созданный рукой Мартироса Сарьяна, и гимн Арама Хачатуряна я воспринимаю именно как шедевры, которые мы не должны были предать забвению. В одном этом уже была ошибка, которую, впрочем, не поздно исправить…
Сергей ХАЧИКОГЛЯН, директор издательства "Саркис Хаченц":
— Наш нынешний гимн, на мой взгляд, просто карикатура на армянскую музыку и армянский язык. Обратите внимание, до чего несуразные и несвойственные армянскому языку ударения, диктуемые музыкальным ритмом! Правильно же произносимые слова гимна нарушают ритм…Пожелай колонна солдат, марширующих под гимн, правильно ставить ударения в словах, она тут же захромает. Конечно, нам нужно вернуться к музыке Арама Хачатуряна – здесь двух мнений быть не может. При этом очень важно, чтобы текст гимна соответствовал музыке, и к выбору слов нужно отнестись очень ответственно. А то как бы не вышло "хотели как лучше, а получилось как всегда…" Честно говоря, я думаю, что гимн Арама Хачатуряна – не лучшая из его вещей, музыка немного тяжела, но разве может быть какое-то сравнение с той карикатурой на гимн, которую мы имеем сейчас! Что же касается герба, то опять же считаю, что лучше герба, созданного рукой Мартироса Сарьяна, ничего быть не может. Мы – Араратская страна, Арарат у нас в крови, это альфа и омега армянского национального духа… Трудно придумать более совершенный, лаконичный по исполнению и красивый государственный герб, чем герб Сарьяна. Нам нужно вернуться к нему, убрав, конечно же, советскую символику…
Хачатур ВАРДАНЯН, директор ООО "Букинист":
— Да, нам нужно вернуться к классике. Я думаю, альтернативы быть не может… Я не знаю, насколько правильно в политическом плане на сегодняшний день изображать на государственном гербе Армении Арарат на первом плане… Но ведь Арарат – наше чудо, он заложен в нас генетически испокон веков и навсегда. И если такой великий мастер, как Мартирос Сарьян, создал подобный герб, да еще в советскую эпоху, в этом есть высший духовный смысл. Все-таки звериная геральдика нам не слишком свойственна, согласитесь…
Виктор ЛИХОМАНОВ, директор издательства "Рослин", Москва:
— Девять лет назад я переехал из Еревана в Москву и все девять лет никак не разорву связывающую нас пуповину, потому что Армения – моя родина и мой отчий дом. Интересуюсь всем, что здесь происходит, и, конечно, читаю по интернету вашу умную газету. Прочитал июльские статьи о гимне и гербе и понял: а ведь и вправду не может у Армении быть герба без Солнца и Арарата! Родившиеся и выросшие в Армении, с привычным Араратом в окне, мы действительно Дети Солнца, и все позитивные отличительные качества армян генерируются их животворным присутствием. И действительно, стоит приехать в Ереван на пару недель, как, согласно автору статьи, "батарейки" заряжаются, и жизнь прекрасна, и будущее кажется светлым. Но уезжать отчаянно не хочется. Мне, помнится, попались на глаза эскизы герба Сарьяна, где не было никакого серпа с молотом в небе над Араратом, а было солнце, чьи лучи на гербе Советской Армении сохранили, но на его место вписали пентаграмму. Так, может, стоило бы рассмотреть его. Словом, став частью армянской диаспоры, неотступно болеешь за родину и хочешь гордиться ею. И неотъемлемые составляющие этой гордости – герб и гимн, государственные символы, которые пора менять по-умному. Тем более что два других Сына Солнца – Сарьян и Хачатурян оставили нам в наследие свою материализованную мечту о независимой Армении.
Сергей КАНТАРДЖЯН, профессор, доктор экономических наук:
— С большим интересом прочитал аналитические статьи "Гимн" и "Герб" и хочу согласиться с автором: на пустом месте, без осознания национальной идеи, истоков и миссии нации роль государственной символики на заре нашей независимости просто не была понята. К аргументам, приводимым автором, хочу добавить следующий: еще в 1987 году газета "Бакинский рабочий", являвшаяся органом ЦК КП самой "интернациональной" республики, в двух номерах опубликовала наш герб, убрав из него изображение двуглавого Арарата. Несколько лет спустя без всякого принуждения мы сделали это сами.
Что касается мелодии гимна, написанной гениальным А.И.Хачатуряном, то многие страны мечтали бы иметь подобный гимн. Написать новые слова к этой мелодии должно быть делом чести для хороших поэтов. Но крайне важно при этом построить текст на тех краеугольных камнях, которые упоминает автор: Бог, Любовь, Созидание, Земля отцов, Честь, Мужество и Родной очаг. И не просто упомянуть их, а именно вывести из них поэтическую формулу нашей государственности. Я двумя руками голосую за герб и гимн, созданные двумя великими армянами – Мартиросом Сарьяном и Арамом Хачатуряном.
Перч ЗЕЙТУНЦЯН, писатель, драматург:
— На нашем нынешнем гербе много зверей, которые вряд ли могут испугать кого-то. Прежний герб был намного лаконичнее и производил большое впечатление. А его символы были созвучны армянскому духу, которого нет в новом. Что касается гимна, то при звучании гениальной музыки Арама Хачатуряна невольно хотелось встать. Я считаю это главным в гимне. Необходимо вернуться к мелодии великого армянина, а слова, конечно, поменять.
Сос САРКИСЯН, Народный артист СССР:
— По-моему, нынешние герб и гимн крайне неудачны. Два великих армянина — Сарьян и Хачатурян сделали замечательные герб и гимн. Мне непонятно, почему мы отказались от них. Неужели сегодня кто-то может нарисовать герб лучше Сарьяна и написать музыку лучше Хачатуряна? Сомневаюсь. Я надеюсь, что мы вернемся к прежней атрибутике. На музыку Хачатуряна надо написать новые слова, тем более что у нас есть немало хороших поэтов, которые смогут это сделать.