Логотип

«ВОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА У НАС ПРОДАЮТСЯ, КАК ТОВАР В МАГАЗИНЕ», —

заявил в интервью корр. "ГА" председатель общественной организации "Центр защиты прав водителей "Ахилл" Эдуард ОГАНЕСЯН

* Инвентаризацию знаков провели в далеком 1987 году

* Какие экзамены – такие водители

* Инспекторы заинтересованы в крупных штрафах

* Из 64 параметров техосмотра проверяют лишь по трем

* Монополия под эгидой Минтранса

— Г-н Оганесян, какие, по-вашему, сегодня проблемы на наших дорогах наиболее актуальны?

— Основные 3 фактора, влияющие на безопасность дорожного движения, – дорога, водитель и транспортное средство. Серьезная проблема заключается в том, что ни инспекторы, ни водители в подавляющем большинстве не знают правил дорожного движения. Что касается дорог, то в этом плане подвижки, конечно, есть, но дороги, в частности в Ереване, строятся преимущественно в центре, что не решает вопрос неудовлетворительного состояния улиц в целом по городу.

Дороги республиканского значения назвать плохими нельзя, но вот районные оставляют желать лучшего. Очень серьезная проблема заключается в отсутствии организации дорожного движения. В последний раз инвентаризация дорожных знаков проводилась в 1987г. В лучшем случае их обновляют, но локальными мерами ситуацию не исправить. Правда, есть надежда, что в обозримом будущем Ереван обзаведется новыми знаками и светофорами. Речь идет о решении властей оборудовать около 90 перекрестков в столице новыми светофорами.

— А как насчет дорожной разметки?

— Краска наносится раз в год, и к тому же она некачественная – быстро стирается и потому зачастую не просматривается водителями. Между тем ГОСТ требует, чтобы разметка просматривалась четко. Есть и другие проблемы, связанные с дорожными знаками. Раньше многие дорожные знаки и светофоры прятались за ветками деревьев, и это было настоящим бедствием. Сейчас за этим начали вроде бы следить, но как-то через раз. Есть такая служба "Лусафор" при мэрии Еревана, в обязанности которой вменяется контроль за тем, чтобы светофоры работали и были на виду и дорожные знаки нормально просматривались. Однако работу этой службы трудно назвать блестящей. Например, у 19-го отделения почты на пр.Баграмяна есть 3 дорожных знака, и ни один из них не виден — все три находятся непосредственно за деревом. Как правило, в этом месте останавливаются машины, и инспекторы их не трогают, хотя стоянка в этом месте запрещена, о чем свидетельствует знак, который никто не видит…

— Складывается ощущение, будто на улицах Еревана каждый водитель руководствуется собственными правилами дорожного движения, а не законами, писанными для всех. Мы как-то к этому привыкли, а у иностранцев подобная самодеятельность на дорогах вызывает настоящий шок…

— Проблема в недисциплинированности водителей и в незнании ими правил дорожного движения. Что вы скажете о водителе, который желтый цвет светофора называет морковным?

— Ну, может, он дальтоник?

— И что, все повально дальтоники? Ведь я говорю о явлении, а не о единичном случае. Огромное число водителей не имеет представления об ограничении скорости, о дорожных знаках…

— Но виноваты ли в этом только водители? Думаю, спрашивать надо в первую очередь с тех, кто принимает экзамен и выдает водительские удостоверения безграмотным водителям – то есть с нашей Дорожной полиции.

— Совершенно верно. Как Дорожная полиция принимает экзамены, такие у нас и водители. Водительские права у нас продаются, как товар в магазине. В столь плачевной ситуации есть и вина правительства РА. В 2006 году вышло распоряжение президента Армении, касающееся мероприятий по реформам в области дорожного движения. В них нашли отражение 39 пунктов, из которых все были приняты, за исключением положения о приеме экзаменов, выдаче водительских удостоверений и их замене. Эти правила у нас отсутствуют. Интересно то, что Дорожная полиция утверждает, что передала их в правительство, а в правительстве говорят: мы такого положения не получали. Полный абсурд! А ведь безграмотный водитель на дороге – это и угроза для пешеходов, и многочисленные нарушения, и дорожно-транспортные происшествия.

— Водители говорят, что взяточничества на дорогах стало меньше. Неужели правда?

— Правда. У нас действует горячая телефонная линия, по которой мы получаем информацию о взятках на дорогах со стороны дорожно-патрульной службы. Действительно, наблюдается резкое снижение коррупции. Взятки опять же берут, но не так повально, как раньше. Сейчас, когда "штрафные деньги" стали поступать во внебюджетный фонд, которым пользуется только Дорожная полиция, и инспекторы получают определенный процент из этого фонда (насколько мне известно, около 30% с каждой штрафной суммы), заинтересованность во взятке уже не так актуальна, как раньше. Зато появилась другая проблема: инспекторы теперь заинтересованы штрафовать на большую сумму (потому что с большой суммы их процент больше), и водители зачастую жалуются на огромные санкции, не всегда адекватные размеру нарушения. Интересно, что, скажем, нарушение требований, предписываемых дорожными знаками и разметками, штрафуется в 3000 драмов (хотя такого рода нарушения могут привести к серьезному ДТП), а если номер упал с машины, что не всегда происходит по вине водителя, то езда без номера предусматривает штраф в 100000 драмов. Если водитель не остановился мгновенно по требованию инспектора, штраф – 200000 драмов. При этом если водитель едет по второму ряду и не заметил сигнала, а заметив, остановился в 100 метрах от инспектора, то это не считается остановкой по требованию. Инспектор к водителю не подходит, дает ему возможность уехать и при этом передает сигнал второму инспектору, чтобы тот остановил машину. В итоге в протоколе пишется, что водитель не остановился по требованию и остановка транспортного средства была произведена принудительно.

— Да ведь это блеф!

— Конечно, блеф… При этом водителю приходится платить 200000 драмов за то, чего он на самом деле не совершал. Штрафные санкции на сегодняшний день ужесточены, но не всегда это ужесточение уместно. Например, в соответствии с действующими нормами, если регистрация транспортного средства не осуществляется за 5 дней, штраф – 20000 драмов. Не прошел технический осмотр – 50000 драмов. При этом если, скажем, срок техосмотра до 31 марта, а 1 апреля водителя остановят и выяснится, что нет соответствующей бумаги о техосмотре, то его все равно оштрафуют на 50000. У нас транспортный парк очень старый, техосмотр надо чаще проводить, но теперь это прерогатива частных организаций, чья деятельность закрыта и абсолютно непрозрачна. До сих пор из 64 параметров техосмотра реально транспортное средство проверяют только по 3 параметрам (тормозная система, система рулевого управления, освещение – дальний и ближний свет). Лицензии частным компаниям, занимающимся техосмотром, выдает Министерство транспорта и связи, но контроля над ними не осуществляется и прозрачности их деятельности, как я уже сказал, нет никакой. Фактически в этой сфере создана монополия, а там, где монополия, там благодатное поле для коррупции.