Логотип

НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ

Замечательная книга Леона Агаджанова "На войне как на войне", о которой "ГА" уже писал, заслуживает того, чтобы к ней возвращаться не только в праздники, но и в будни. Ну а если речь идет о такой знаменательной дате, как 17-летие нашей армии, то не вспомнить эту пронзительную, трогательную и в то же время полную юмора летопись Карабахской войны было бы непростительным упущением…

"На войне как на войне" — сборник военных новелл-миниатюр, где сплелись воедино трагизм войны и вместе с тем — жизнелюбие, юмор и добрая память о прошлом… Автор — писатель, публицист, будучи участником Карабахской войны, сумел не только собрать интересные военные эпизоды, всегда достоверные, иногда весьма курьезные, но и изложить их настолько мастерски, что его книгу невозможно читать без внутреннего волнения и эмоций, переливающихся через край — слез, смеха, а зачастую и смеха сквозь слезы…

Предлагаем нашим читателям несколько миниатюр из книги Л.Агаджанова.

Зара ГЕВОРКЯН

Made in Ararat

ЖИТЕЛИ ГОРОДА АРАРАТ ПРИСЛАЛИ В ПРИГРАНИЧНЫЙ ЕРАСХАВАН ЕДИНИЦУ БОЕВОЙ ТЕХНИКИ: трактор "Камацу" в немыслимой стальной обшивке, напоминающий машину инопланетян из научно-фантастических фильмов 60-х годов. Трактор был снабжен пулеметом Дегтярева времен Второй мировой войны. Сие необычное сооружение стояло на трассе в двухстах метрах от границы, нагоняя страх на азеров и слегка шокируя наших бойцов. На броне огромными буквами красовалась надпись: MADE IN ARARAT.

А ты дал бензин?!

АСКЕРАН. Бойцам, у которых были беременные жены, командир выдавал по пять литров бензина, чтобы можно было довезти рожениц до больницы. Потом бензин закончился.

— Ты чего такой грустный? — спросил однажды командир своего бойца.

— Да вот, жена рожать собралась, а бензина нет. Не знаю, как довезу ее до больницы.

Через некоторое время снова встретились.

— Ну как, родила жена?

— А ты дал бензин, чтобы она родила?! Пока не дашь бензин, она рожать не будет.

Cмелость города берет

ОТРЯД САМВЕЛА ОВСЕПЯНА ИЗ ТРИДЦАТИ ЧЕЛОВЕК ОСВОБОЖДАЛ ПОСЕЛОК. В нескольких зданиях оставался противник, бой затянулся, люди устали, проголодались. Самвелу надоело все это, и он, отложив автомат, поднял руку и вышел к азерам:

— Ведите к вашему командиру.

Его обыскали и отвели к какому-то полковнику. Самвел не мудрствуя лукаво сказал:

— Вы в окружении. Сдадитесь — гарантирую жизнь. В противном случае все будете уничтожены.

Слово воина свято, как говорят самураи, а выйти вот так к врагу может только настоящий воин. Азеры поверили ему и выбрали первое предложение.

Когда они вышли сдаваться, Самвел был в шоке: пленных оказалось ни много ни мало — сто пятьдесят человек.

"Гушони для Вартану"

БОЙЦЫ СТОЛИЧНОГО ПОЛКА ДЕРЖАЛИ ВЫСОТУ "КОБРА". Шел тяжелый бой. Патроны заканчивались, а штаб внизу, на расстоянии более километра, снега по пояс, все страшно устали. Что делать? Геворг Акопян, командир позиций, зная, что боец Вартан безумно любит сгущеное молоко, предложил ему:

— Слушай, в штабе дают сгущенку. Может быть, спустишься, принесешь ящик?

— Я уже иду!

Вартан помчался вниз, а ротный тем временем связался со штабом…

Вартан кое-как дотащил ящик со "сгущенкой". Открыли. Там были два цинка с патронами, а между ними — баночка сгущеного молока и записка: "Гушони для Вартану".

Отец

КАРЛЕН АРАКЕЛЯН РЕШИЛ ПРОВЕДАТЬ ЧЕТЫРЕХ СВОИХ СЫНОВЕЙ, которые воевали в Карабахе. Добрался до места, узнал, где находятся посты. Карлен, ветеран Великой Отечественной войны, мужик боевой, не долго думая, направился прямо на передовую. На посту все бойцы крепко спали, мирно похрапывая. Карлен не стал будить их, решив отдышаться и передохнуть, но тут азеры пошли в атаку. Карлен схватил чей-то автомат, открыл огонь. Атака захлебнулась. Ребята вскочили, не поймут, сон это или явь…

— Пап, ты что здесь делаешь?!

— А вы что здесь делаете?! Тоже мне, вояки! Знал бы… подушки бы вам привез.

Инспектор гаи

МАМЕДЫ ПОШЛИ В АТАКУ. Боец Армен, старший инспектор ГАИ, посмотрел в бинокль, закричал:

— Смотрите, мало того, что "Урал" без номеров водит, так еще четырех человек в кабину посадил! Я ему покажу!..

Лишний вес

САСУН МИКАЭЛЯН БЫЛ РАНЕН, врачи извлекли из его тела более шестидесяти осколков. В госпитале один знакомый боец спросил:

— Ты что здесь делаешь, Сасун?

— Лишний вес сбрасываю.

— А мне осколок из ноги вытащили! — важно сообщил знакомый.

Шестьдесят бойцов

НАЗЫВАЯ ПО РАЦИИ ЧИСЛО СВОИХ ЛЮДЕЙ, бойцы часто добавляли в конце ноль, чтобы запугать мамедов. Однажды они связались с командиром:

— Высылайте подмогу, противник атакует большими силами.

— Скоро шестьдесят бойцов приедут на "виллисе".

В "виллисе", как известно, пять сидячих мест.

Колесные лисы

— Сколько можно открыто болтать по рации! — возмущался Миша Холюнц. — Нужны патроны — говорите "нужны спички"; наступает бронетехника противника — говорите "лисы идут"…

— Миша, лисы идут! — закричал по рации командир одного из постов.

— Какие лисы? Колесные или гусеничные? — всполошился Холюнц.