Логотип

«ПРИХОДИТСЯ ЕДВА ЛИ НЕ ВОЕВАТЬ ЗА ТО, ЧТО НАМ ПОЛАГАЕТСЯ ПО ЗАКОНУ», —

признается в интервью "ГА" заместитель директора Национальной библиотеки Армении Рафаел КАЗАРЯН

— Г-н Казарян, в прошлом году в июле начался капитальный ремонт одного из корпусов Национальной библиотеки, построенного по проекту Таманяна. Как идет реставрация этого уникального здания и когда ориентировочно будут завершены строительные работы?

— Строители обещают закончить ремонт до конца года — будем надеяться, что они уложатся в сроки. Кстати, что касается архитектурной ценности здания, которое вы справедливо назвали уникальным… Несмотря на тот факт, что оно охранялось и охраняется государством как архитектурный памятник и на протяжении 70 лет здание капитально не ремонтировалось, локальные ремонтные работы, проводившиеся в разное время, привели к немалому искажению архитектурного облика таманяновского шедевра. Воздвигнутые внутри здания стены, закрытые проходы, прорубленные двери — все это во многом изменило изначальный замысел автора. Теперь же, когда восстанавливается облик здания в полном соответствии с таманяновским проектом, мы видим, насколько он в архитектурном плане действительно безупречен и органичен…

— Неужели даже великолепным окнам не грозят современные металлоконструкции?! Ведь нынче у нас и при реставрации церквей используются евроокна…

— Окна, о которых вы говорите, конечно, основательно сгнили, и их нужно заменить. Но евроокна будут установлены только со стороны двора. Что же касается окон, выходящих на улицу Теряна, то по проекту они деревянные. Некоторые изменения намечаются в плане целевой эксплуатации этого корпуса библиотеки: большой читальный зал, к примеру, предполагается превратить в зал (но не читальню) на 400 мест, а читальню мы перенесем в основное здание. В таманяновском же корпусе будет открыт Музей армянской книги.

— А где предполагается хранить библиотечные фонды?

— В будущем году начнется ремонт высотного корпуса библиотеки — туда мы и перенесем фонды. Это здание предусмотрено для хранения фонда в 9 миллионов печатных единиц. На сегодняшний день фонд Национальной библиотеки Армении составляет 6 млн 700 тысяч… 

— Расскажите подробнее о Музее армянской книги. Какие именно книги найдут в нем место?

— Как известно, первые армянские печатные книги были опубликованы Акопом Мегапартом в 1512-1513гг.  в Венеции, а после в армянском книгопечатании был перерыв до 1565 года…. В Национальной библиотеке Армении хранится 17 книг на армянском языке, напечатанных в XVI веке, и они найдут свое место в музее. Первопечатный период длился с 1512 до 1800 года, и за это время вышло в свет около 1100 книг. Но в музее мы собираемся представить не только старинные книги и не только на армянском. В экспозиции "Истинные ценности" найдут свое место уникальные издания и на других языках. К примеру, в библиотеке хранится редчайший экземпляр Энциклопедии на французском языке. У нас есть также частные книжные коллекции — Серебрякова, Лазаревского института, школы Нерсесян, Александра Мясникяна , Лео, Акопа Манандяна и т.д., подаренные Национальной библиотеке. И это не только армянские книги…

— Вообще в библиотечных фондах больше книг на армянском или на русском?

— На русском. И это понятно, если учесть, что в советское время, начиная с 1925 года, мы получали в обязательном порядке по одному экземпляру всех книг, публикуемых в Москве и Ленинграде. Только после обретения Арменией независимости книги на русском начали уступать место книгам на армянском языке. Тому есть и вполне обьективная причина, заключающаяся в том, что теперь книги, публикуемые в России, нам приходится покупать, а это дорого. Сегодня тенденция такова, что мы стараемся больше использовать электронную базу данных, нежели собственно печатную книгу, потому что первая обходится дешевле.

— Помнится, пару лет назад  в нашей беседе директор Национальной библиотеки Давид Саркисян говорил о сложностях, связанных с получением от издательств обязательного экземпляра любой вышедшей в свет новинки. Сегодня эта проблема решена?

— К сожалению, нет… Она до сих пор весьма актуальна. Некоторые издательства, соблюдая закон, предписывающий передачу обязательного экземпляра Национальной библиотеке, не ждут, пока мы за ними будем гоняться, просить, требовать — они сами приносят все публикуемые ими новинки, за что мы им благодарны. Но это не слишком типично, в основном приходится едва ли не воевать за то, что нам полагается по закону. Лет пять назад, когда соответствующего закона еще не существовало, издатели приносили нам обязательный экземпляр с целью получить справку, которую они были обязаны представить в Министерство юстиции. Сегодня этого не требуется — есть закон. Но его мало кто выполняет. Многие издатели перманентно его нарушают, но так как меры наказания за непредоставление обязательного экземпляра в законодательстве не прописаны достаточно четко, то никаких санкций подобное  игнорирование закона за собой не влечет. Сегодня наши сотрудники, подобно пинкертонам, ходят по издательствам, выясняя , какие книги вышли в свет. Зачастую издатели просто отказываются предоставлять обязательные экземпляры, мотивируя это тем, что издание обходится дорого и они не могут никому ничего "дарить". "Как я вам дам книгу, издание которой обошлось мне  в 100 долларов?!" — заявил мне недавно один весьма видный деятель культуры, человек, который постоянно на протяжении многих лет декларирует приверженность национальным ценностям. Но ведь очевидно, что именно в Национальной библиотеке эти ценности будут сохранены на века как общенациональной достояние…

— Последний вопрос… Насколько мне известно, государство выделяет Национальной библиотеке РА порядка 30 миллионов драмов ежегодно. В связи с общемировым экономическим кризисом бюджет пересмотрен?

— Слава богу, нет, сокращений в нашем бюджете не предвидится. Иначе это повлекло бы для библиотеки очень серьезные трудности. Конечно, наш бюджет мал, но мы не только держимся, но даже развиваемся, пополняем фонды. И как ни крути, но именно государство — наш основной помощник. Государство и компания VivaCell, заботу которой о Национальной библиотеке трудно переоценить…