После недавней пресс-конференции (27.05.09) директора Института истории НАН РА Ашота МЕЛКОНЯНА, затронувшего тему армяно-российских отношений, поднялся шум. Представители российских пограничных войск в РА заявили о том, что в Армении появились люди, выступающие против присутствия российских баз в регионе. Между тем, по словам А.Мелконяна, речь идет исключительно о неверной интерпретации его слов журналистами. Вот что по этому поводу сказал в беседе с корр. “ГА” руководитель Института истории:
— УЖЕ ПОД ЗАНАВЕС ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ ЗАШЕЛ РАЗГОВОР ОБ АРМЯНО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ НА ДАННОМ ЭТАПЕ, и на соответствующий вопрос журналиста я ответил, что Россия была и остается стратегическим партнером Армении и, со своей стороны, я выступаю сторонником тесных отношений с РФ . Да, я выразил обеспокоенность тем, что в последнее время Россия стала считать также Азербайджан своим стратегическим партнером, что вызывает некоторое недоумение, ибо Азербайджан, не будучи членом ОДКБ (в отличие от Армении), является членом ГУАМ – организации в некотором роде антироссийской. Я также сказал о том, что мне непонятно, почему в некоторых российских кругах идут разговоры, дескать, российские базы вообще нигде не нужны, в том числе и на Южном Кавказе. Ибо, по моему глубочайшему убеждению, в регионе эти базы нужны как Армении, так и России…
Информагентство АрмИнфо распространило от моего имени заявление о том, что “ни одна страна в мире из своего бюджета не выделяет средства для содержания военных баз другой страны на своей территории, тогда как Армения это делает”. Однако я сказал и другое, в частности, что для нас это нормально и выгодно (не брать оплаты), ибо исходит из целей нашей национальной безопасности. Далее я отметил, что позиции России в случае армяно-азербайджанского конфликта (не армяно-турецкого, как было напечатано в СМИ) должны быть уточнены, ибо бытует мнение, что Россия должна сохранить нейтралитет, если конфликт вспыхнет у границы Нахиджевана. Что должны предпринять члены ОДКБ, прояви Азербайджан агрессию по отношению к Армении – в этом вопросе нет ясности. Вот о чем я говорил. К сожалению, мои слова были перевернуты с ног на голову, что вызвало неадекватную реакцию со стороны представителей российских пограничных войск. Между тем еще раз хочу однозначно заявить: я был и остаюсь сторонником присутствия российских пограничников в Армении, достойно несущих службу по защите наших границ. Более того, в том, что российские базы нам нужны, нет никаких сомнений со стороны научных кругов Армении. Цена вопроса упирается лишь в то, что позиции России по отношению к Армении как к своему стратегическому партнеру должны быть более четко определены. Сожалею, что имел место подобный казус…