В ЕРЕВАНЕ ИДЕТ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ПРОБЛЕМАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЮЖНОГО КАВКАЗА
Позавчера в Ереван на очередную международную научно-практическую конференцию, посвященную проблемам безопасности и информационного сотрудничества на Южном Кавказе, слетелись многие известные политологи, журналисты, общественные деятели, специалисты по энергетике из России и Грузии. В мероприятии принимают участие также эксперты и представители СМИ из Армении.
Отметим, что конференция, уже пятая по счету, проводится под патронажем аппарата президента Армении, а ее соорганизатором является российское агентство Международной информации РИА "Новости". В рамках работы конференции, которая продлится до 2 октября, предусмотрены круглые столы, дискуссии, встречи участников мероприятия с армянскими журналистами, пресс-конференции и мастер-классы со студентами факультетов журналистики и политологии различных вузов Армении.
В конференции должны были принять участие представители всех стран "кавказской четверки", однако азербайджанцы не приехали. Руководитель редакции стран СНГ и Балтии РИА "Новости" Алан КАСАЕВ объяснил это тем, что в Азербайджане горячая пора парламентских выборов и все потенциальные участники конференции так или иначе оказались в них задействованы. Одним словом, сильно заняты…
КАКОВЫ ЖЕ ОЖИДАНИЯ ОТ ОЧЕРЕДНОЙ ВСТРЕЧИ, как оценивают эксперты нынешнюю геополитическую обстановку в регионе и возможные развития тех или иных сценариев в обозримом будущем?
"Дело в том, что нам надо, наконец, начать понимать мир, в котором мы живем, и обсуждать вопросы реальные, а не выдуманные нашими политиками, — сказал в беседе с корр. "ГА" директор европейских и азиатских программ Института мировой безопасности США Николай ЗЛОБИН. — Такие конференции с широкими задачами и участием специалистов дают возможность совершить какой-то интеллектуальный прорыв в области понимания ситуации в Южно-Кавказском регионе, геополитического расклада и осознания того, как этот регион вписывается в общую картину мира. На сегодняшний день такого понимания нет. Мы находимся в интеллектуальном тупике, в отношении процессов, происходящих в мире и в регионе, политическая наука демонстрирует, скажем так, интеллектуальную импотенцию. И с этим надо что-то делать".
По мнению Н.Злобина, основная фишка нынешней геополитической ситуации на Южном Кавказе — полная непредсказуемость, непонимание того, какие цели должны стать приоритетными в политике стран, входящих в регион, и вообще отсутствие региона как целостного геополитического игрока.
"Российская политика в регионе носит в основном характер экспромта, импровизации, — считает Злобин. — На мой взгляд, Россия сегодня оказалась не в состоянии занять формирующую роль в регионе, а преимущественно занимается ответным реагированием на происходящие события, причем с серьезным отставанием и, как правило, по всем вопросам. России потеряла свою позиции на Кавказе, и не обязательно потому, что ее выдавливали из региона, а в результате собственных ошибок. Например, потеря Грузии — это стопроцентно российская ошибка, и никого не надо в этом обвинять. Впрочем, так же Грузия потеряла Абхазию. Мне кажется, суть в том, что Россия преувеличила значение центростремительных сил, на которые она рассчитывала после распада СССР — вместо этого она столкнулась с силами центробежными, растаскивающими бывшее советское пространство в разные стороны. В этой ситуации Россия не стала объединяющим фактором, что, конечно, было в ее интересах… "
Для России, считает эксперт, было бы, конечно, желательно играть роль региональной супердержавы, но сейчас эта роль стоит под большим вопросом. Что же касается армяно-российских отношений, то они хороши, если исходить из традиционной оценки "хороших отношений". Но факт тот, что Армения и Россия находятся в очень разных весовых категориях, и главная армянская проблема в отношениях с Россией заключается в том, что Россия уж слишком в них доминирует, по сути превращая Армению в заложника своих собственных интересов, как правило, не совпадающих с армянскими. Но это в большей степени проблема разницы потенциалов, разницы уровня элит и их тактических способностей и разницы в экономической мощи…
А ВОТ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОНСТАНТИН СИМОНОВ полагает, что традиционные социокультурные связи России с Арменией — это, конечно, очень здорово и необходимо, но на первое место сегодня ставятся "углеводородные" интересы, и с этой точки зрения у России с Арменией не так много общих точек соприкосновения, тогда как с Азербайджаном их предостаточно. И это — значимая часть региональной повестки…
"Сегодня делать какие-то прогнозы очень сложно, — сказал в интервью "ГА" К.Симонов. — Если называть вещи своими именами, то главный вопрос, на мой взгляд, нынче заключается в том, начнется ли война в регионе между Азербайджаном и Арменией. В этом сценарии есть аргументы как "за", так и "против". Азербайджан понимает, что запасы нефти и газа в стране не безграничны и у него есть фиксированный отрезок времени — порядка 5-10 лет, когда приобретенная серьезная финансовая "подушка" позволит использовать ее для окончательного перевооружения армии, наращивания военной мощи и в конечном итоге решения военным путем карабахского конфликта. Я не вижу сегодня другого пути решения, кроме как военного, потому что, побывав за последние несколько месяцев и в Ереване, и в Баку, я понимаю, что все говорят про необходимость решения конфликта, но никто не собирается сдаваться. И никаких политических рецептов нет ни в Ереване, ни в Баку. В прострации находятся и страны, претендующие на роль посредников. В Москве тоже нет сценария бесконфликтного решения карабахской проблемы. Проводятся заседания, звучат всевозможные заверения, заявления, но как выйти из ситуации, когда Армения не собирается сдавать, а Азербайджан настаивает на решении проблемы, никто не понимает… "
С другой стороны, по словам Симонова, война в регионе не соответствует ни интересам Европы, ни интересам России хотя бы потому, что неизвестно, как военный конфликт скажется на реализации тех же каспийских проектов — что по добыче углеводорода, что по их транзиту. Но в ситуации, когда система глобальной безопасности не работает, очень сложно найти правильный формат, который способен удержать Азербайджан в каких-то рамках. Риски достаточно велики, хотя все стремятся избежать самого трагического сценария.
"Тем не менее он существует, — считает К.Симонов. — И углеводороды, равно как и шальные нефтедоллары, появившиеся в Баку, военную риторику активно подогревают. Что касается взаимоотношений России с Арменией, то, с одной стороны, с Арменией у России каких-либо серьезных проблем в энергетике нет. Известно, что Россия давно уже присутствует не только как поставщик, но и как распределитель того же газа на армянский рынок. Но будем откровенны: Армения, просто в силу отсутствия природных запасов, не является частью транзита от крупных месторождений к крупным потребителям. Она как-то из этого круга исключена. Азербайджан же для России — проблема. Ведь нужно выкупить газ, чтобы он не достался "Набукко" или другим "трубам". Поэтому я абсолютно убежден, что коммуникация с Азербайджаном у России будет все больше нарастать. Азербайджан, естественно, шантажирует Россию, и мы видим, сколь хитрый договор ими подписан. Дескать, они гарантируют продажу 2 миллиардов кубов и в принципе готовы рассмотреть продажу всего газа, но при этом никаких гарантий Азербайджан не дает. Что это означает? Это означает дальнейшую интенсивность коммуникационного процесса между Россией и Азербайджаном. Возможно, такой расклад будет Армению обижать, но так устроена наша власть — для нее углеводородная тематика достаточно значима. Получается, что, с одной стороны, повторюсь, у нас с Арменией в энергетике проблем нет, но, с другой стороны, Армения просто находится рядом и смотрит на ту дискуссию, которая ведется с Азербайджаном. Не вести ее мы не можем, потому что она — существенная составляющая региональной игры… "
ДРУГОЙ НАШ СОБЕСЕДНИК — ДОКТОР ПРАВА, ПРОФЕССОР, ГЛАВНЫЙ СОВЕТНИК ЮСТИЦИИ И БЫВШИЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР ГРУЗИИ ГИЯ МЕПАРИШВИЛИ считает нынешнюю геополитическую ситуацию в регионе тупиковой, даже хуже тупиковой.
"Взаимоотношения Грузии с Россией находятся в полном тупике, — отметил Г.Мепаришвили. — Нынешнее руководство Грузии заявляет о своем согласии начать диалог, но российское руководство придерживается другой точки зрения. Как долго это будет продолжаться — неизвестно. Что касается взаимоотношений Грузии с Арменией, то подобного рода проблемы нам определенно не грозят. Если говорить, например, о проблеме Джавахка, то, думаю, ее надо рассматривать в общей цепи социально-экономических проблем, имеющихся в Грузии. Уверяю вас, что аналогичные проблемы у нас есть во всех регионах: безработица, экономический спад, коллапс производства, резкий скачок цен на продукты питания, огромный государственный внешний долг. Увы, нам нечем похвастаться в этой сфере. Экономика и социальная сфера для нас — серьезнейшие проблемы. Общая же обстановка в регионе неоднозначна. Болевые точки не меняются и от смены политических подходов или решений вопросы с повестки дня не снимаются. Южная Осетия, Абхазия, Нагорный Карабах — болевые точки остаются и выхода пока не видно… "
