— В 2011 году в Армении прогнозируется рост промышленности на 4,6% и аналогичный рост ВВП. Вы согласны с этим прогнозом?
— Думаю, можно обеспечить гораздо больший рост — при условии, что государство будет последовательным в отношении заявленного курса. В октябре 2009 Министерство экономики и торговли РА разработало концепцию промышленной политики, по которой мы в свою очередь представили свои замечания. Убежден в том, что принятие концепции необходимо ускорить, учитывая нынешнее положение дел в сфере экономики. Как известно, расходная часть бюджета 2011 года была утверждена в размере более 1 трлн драмов с дефицитом в 148,6 млрд драмов, что составляет 3,9% от ВВП. Рост ВВП и промышленности в госбюджете 2011 прогнозируется на 4,6%. Доходы бюджета составят 850 млрд драмов, из которых 650 млрд обеспечат налоговые поступления и государственные пошлины. Тревожит соотношение собираемости налогов к ВВП. Предполагается, что собираемость налогов в 2011 составит 17,3%. Это намного ниже, чем в развитых странах, где этот же процент колеблется в пределах 23-25%. Не внушает оптимизма и соотношение внешнего долга к ВВП, которое к концу составит более 40%, перевалив за отметку $4 млрд. При таком раскладе государство не может быть спокойно за свое будущее…
— Вы сейчас скажете, что уверенно смотреть в будущее мы сможем только при условии развития в Армении отечественного производства.
— Так оно и есть. Мы должны развивать промышленность, сельское хозяйство, экономику, и регулирующая роль государства в данных процессах не просто важна — она необходима как воздух. По оценкам международных специалистов Всемирного банка и Международного валютного фонда, через несколько лет 25% доходной части нашего бюджета пойдет на обслуживание внешнего долга, что чревато, мягко говоря, очень негативными последствиями. Избежать их возможно, повторюсь, только одним способом — развивая экономику, отечественное производство. Таким образом мы сможем сократить разрыв между экспортом и импортом. По итогам прошлого года, Армения импортировала товаров на сумму в $3,7 млрд, тогда как экспорт составил $1 млрд 11 млн. Нормальным считается соотношение "50 на 50", ибо если ты не вывозишь столько же, сколько ввозишь, значит дефицит внешнеторгового баланса закрывается за счет денежных средств, получаемых по трансфертам. "Держать" же собственную экономику на трансфертах неправильно и нецелесообразно. Страна должна быть самодостаточной, а этого можно добиться только за счет сбалансированности экспорта и импорта.
— Но ведь не нужно изобретать велосипедов… Многое из того, что мы импортируем, вполне может производиться в Армении — например, продукция легкой промышленности…
— Абсолютно согласен. В 2010 году мы импортировали из Турции товаров на сумму в $212 млн, из Китая — на $436 млн, причем значительная часть импорта пришлась именно на продукцию легпрома. В 1988 году доля нашей легкой промышленности в ВВП (13,5 млрд рублей) составила 3 млрд рублей. Ассортимент и объемы производимой продукции были очень большими: 80 млн пар чулочно-носочных изделий, 20 млн штук рубашек, более 15 млн пар кожаной обуви т.д. И имея столь мощный производственный потенциал, мы сегодня все привозим. Сравните сегодняшние цифры. В 2010 году в Армении промышленной продукции было произведено на 824 млрд драмов, и доля легкой промышленности в общей доле промышленной продукции составила всего 0,5% . А в целом в ВВП доля легпрома мизерна — 0,11%.
— Но не весь же потенциал в сфере легпрома мы потеряли. Традиции не умирают и не исчезают бесследно за 20 лет. И рынки сбыта, наверное, можно найти…
— Конечно, нужно возрождать легкую промышленность, но это возможно сделать только при наличии участия и регулирующей роли государства. Я знаю много предпринимателей — выходцев из наших приграничных сел, ныне живущих и работающих в России, которые готовы организовать здесь массовое производство трикотажа. Таких людей государство должно поощрять, предоставляя налоговые преференции (освободив от НДС, например) и различные льготы для создания и развития производства внутри Армении. Подобным образом мы не только покроем потребности отечественного рынка в продукции легпрома, но и расширим возможности экспорта армянского трикотажа, в частности, в Россию. И возьмем себе часть ниши, которую заполнили собой Китай и Турция.
— Не говоря уже о том, что производство на селе позволит занять работой сельское население, сократив безработицу и эмиграцию населения из сельских районов…
— Конечно. Сегодня надо находить нестандартные решения по каждой отдельно взятой сфере. Мы уже дошли до той кондиции, когда оставить все как есть невозможно. Огромный потенциал у нас в сфере неметаллических сырьевых ресурсов. Армения богата неметаллическим минеральным сырьем, занимая одно из первых мест в мире по запасам перлита, туфа, базальта, гранита, пемзы, мрамора, цеолита, бентонита и т.д. В результате комплексной обработки сырья мы можем получать всевозможные звуко- и теплоизоляционные материалы, фильтровальные порошки, носители катализаторов и прочее. На международных рынках такая продукция обеспечивает сверхприбыли. К примеру, из уникального по своим свойствам арагацкого перлита можно производить фильтровальные порошки, имеющие большой спрос в России, да и на всем постсоветском пространстве. В России аналогичная продукция, произведенная в США, продается по цене 1400 евро за тонну. Тогда как мы можем продавать гораздо дешевле.
— В этой ситуации непонятно, почему предприятие "Арагацкий перлит" практически простаивает…
— Предприятие было приватизировано в 1997 году каким-то американцем. Он взял его в свои руки с тем условием, что в течение 25 лет будет производить ежегодно 1 миллион 200 тысяч кубометров перлита. Прошло уже 13 лет, и по сегодняшний день было вывезено всего 5000 кубометров перлита. Разве не время призвать этого господина к ответу за невыполнение им договорных обязательств? Пример другого неработающего предприятия, которое вполне могло бы функционировать — Каракертский камнелитейный, сданный в эксплуатацию в 1992 году. В свое время он был построен специально для Каджаранского медно-молибденового комбината. На сегодняшний день материалы, необходимые для починок, ремонта хвостопровода медно-молибденового комбината, привозятся из России. Но ведь именно Каракертский камнелитейный должен был производить конструкции, нужные при ремонте хвостопровода. Это же абсурд! Государство обязательно должно помочь этим двум заводам войти во взаимодействие друг с другом. Не говоря уже о том, что на камнелитейном можно производить и другую продукцию, имеющую спрос на международном рынке, — базальтовые нити, базальтовую вату и т.д., являющиеся основой для получения композиционных материалов, используемых в строительстве. Для того чтобы у нас начала развиваться промышленность, нужна комплексная государственная поддержка и регулирование. И, конечно, нам крайне необходим закон о развитии промышленности.
— Аналогичный тому, что был принят в США в 1933 году?
— Да, можно провести определенные параллели, ибо если для США то было время выхода после великой депрессии, то и мы сегодня находимся в тяжелой посткризисной ситуации. Нужны изменения в налоговом и таможенном законодательстве, которые способствовали бы восстановлению и развитию промышленности в Армении. Между тем сегодня в НС представлены изменения в законе "О налогах", где налоговикам, напротив, даются новые полномочия налагать арест на имущество предприятия и сокращать имущественные права. Подобные изменения приведут к тому, что и так едва выживающие производства вовсе не смогут работать и закроются. Государственное участие должно стать основой кооперации и взаимодействия интересов между государством и хозяйствующим субьектом. Все страны время от времени пересматривают свою экономическую политику, меняют ориентиры. Если бы США после великой депрессии не взяли новый курс экономической политики Рузвельта, не приняли бы закон о восстановлении промышленности и т.д. , вряд ли Америка смогла бы стать столь мощной супердержавой. По моему глубочайшему убеждению, в системе управления нам необходимы структурные изменения — в частности, создание функционально-отраслевого министерства промышленности и внешней торговли или совета по вопросам промышленности при президенте РА. То есть нужно создание структуры, в функции которой войдет координация промышленной деятельности и механизмов экспорта…