— Г-н Сафарян, как вы оцениваете предвыборные настроения? Что преобладает?
— Думаю, преобладает ожидание перемен… Общество действительно ждет перемен – об этом говорят и провластные политические силы. Факт тот, что экономическая политика, проводимая в Армении на протяжении последних 22 лет, привела к крайней поляризации общества — на сверхбогатых, многочисленных бедных и очень бедных. Учитывая подобную ситуацию, экономические тенденции, равно как и повторяющиеся мировые кризисы, нам нужно менять экономическую политику, подняв роль государства в деле регулирования экономики.
— Что же предлагают коммунисты?
— Мы предлагаем на уровне парламента принять закон по развитию промышленности Армении. Давайте вспомним, что в США после Великой депрессии в начале 30-х годов прошлого века был принят подобный закон. И именно он стал основой нового экономического курса для США, взятого президентом Рузвельтом. Америка вышла из глубокого кризиса. Если обратиться к Востоку, то весьма показателен пример китайской экономики. Китай очень разумно ведет политику государственного регулирования рынка и сегодня уже занимает доминирующие позиции, даже кредитуя долги США. Кстати, западные экономисты, в частности, известный Джозеф Стиглиц – первый вице-президент Всемирного банка, его главный экономист и лауреат Нобелевской премии в области экономики – считает, что Вашингтонский консенсус как экономическая доктрина, рекомендованная МВФ и ВТО для постсоветских стран, оказалась в корне неверным инструментом. И в 1996-м Всемирный банк и Международный валютный фонд на заседании в Гонконге четко дали свою оценку. Да, рекомендованная концепция, которую можно охарактеризовать как "свободный рынок без границ", была ошибочной. После чего последовала другая рекомендованная концепция: умелое управление – сильная экономика.
— Но ведь очевидно, что первоначально речь шла не просто об ошибке, а о намеренной ошибке, имевшей целью развал экономик постсоветских государств.
— Да, это так. Кстати, любопытно, что в своей статье, опубликованной в 1997 году, небезызвестный Джордж Сорос пишет, что постсоветские страны и страны Восточной Европы, последовавшие по курсу "свободный рынок без границ", нынче представляют большую угрозу капитализму, нежели тогда, когда функционировали как "социалистические экономики". То есть своим плачевным экономическим положением они создают больше проблем Западу. Между тем от "шоковой терапии", рекомендованной в свое время Западом, в 1992 году отказалась Польша, позже – Россия. А мы только начинаем вводить элементы государственного управления. И время "до того" мы считаем временем упущенных возможностей. Только в прошлом году в декабре государство приняло концепцию промышленной политики, направленной на экспорт. Во многом это произошло именно благодаря критике "слева". Но этого недостаточно – концепцию следует развить, закрепить законом о развитии промышленности. И проводить эту линию в парламенте могут только коммунисты.
— Что, по- вашему, отличает нынешнюю предвыборную парламентскую кампанию от прежних?
— Думаю, это широкое освещение средствами массовой информации нынешней предвыборной кампании. Предвыборные встречи участвующих в гонке политических партий разносторонне и полно освещаются СМИ, организовываются дебаты в разных клубах, на телеканалах – все это действительно резко отличает нынешнюю кампанию от предыдущих. Если по подсчету голосов и подведению итогов голосования мы тоже увидим столь резкое отличие от предыдущих выборов, то можно сказать, что делается реальный шаг на пути к развитию гражданского общества. Между тем есть и проблемы. Например, в районах встречи избирателей с оппозиционными партиями показывают довольно низкую активность потенциальных избирателей. Причина в том, что на местах рядовой избиратель всячески зависим от местных властей…
— То есть людей запугивают?
— Во всяком случае давление есть. Впрочем, это не значит, что те избиратели, которые не приходят на встречи с оппозиционными партиями, не отдадут за них голоса в ходе выборов.
— А к какой оппозиции вы причисляете себя?
— Я бы сказал, что мы – ответственная оппозиция, ибо отвечаем за нашу 70-летнюю историю, являясь как бы мостом между прошлым и будущим. Люди хотят перемен. На пройденном за два десятка лет пути они видели разграбление страны, безобразную приватизацию, уничтожение производственных мощностей, рост безработицы, эмиграции, неуверенность в завтрашнем дне. От всего этого народ устал. И хочется просвета, излечения от социальных недугов. В том, что некоторые партии власти переняли наши лозунги, то есть лозунги социалистического толка, я вижу осознание того, что народ ждет серьезных перемен.
— А какое у вас впечатление от встреч с избирателями?
— Если говорить о сельском населении, то впечатление крайне тягостное. Люди влачат жалкое существование, особенно это видно в приграничных селах. Они давным-давно не строят новых домов, одеваются в старье, еле сводят концы с концами. Первое, что им нужно, работа и пенсия, размер которой позволил бы почувствовать себя хоть в какой-то мере социально защищенными. Большая проблема для сельского населения – здравоохранение. Люди болеют годами, но нет средств, чтобы нанести визит врачу. Понимаете, мы дошли уже до такого состояния, что дальше можно ожидать только улучшения, иначе нельзя. И для того, чтобы улучшение имело место, необходимы коренные изменения в социально-экономической политике страны.
