Логотип

ИФИ ПОРА НА РЫНОК

Институт физических исследований (ИФИ) НАН РА — одно из самых перспективных научных учреждений Армении. Основанный 40 лет назад замечательным ученым М. Л. Тер-Микаеляном, ИФИ продолжает успешно работать в области лазерной физики. В 11 лабораториях института ведутся передовые исследования по взаимодействию лазерного излучения с веществом, квантовой оптике, новым лазерным материалам, высокотемпературной сверхпроходимости, научному приборостроению и т. д. Сотрудники института регулярно получают гранты МНТЦ, CRDF, NFSAT, NATO, INTAS и других международных организаций. Выполняются совместные проекты с крупными зарубежными научными центрами. Усилия сотрудников ИФИ концентрируются на решении исключительно актуальных задач.
В науке тоже действуют условия конкуренции. Удержаться на передовых позициях сложно, особенно на скудные средства. Вроде бы деньги в институт приходят немалые. 100 млн драмов выделяет бюджет, примерно столько же поступает по грантам. Причем расход средств по грантам контролируют сами исполнители, но денег не хватает катастрофически. Экспериментальная наука — область очень дорогостоящая. Зарубежные лаборатории, занимающиеся проблемами лазерной физики, имеют финансирование, многократно превышающее все реальные средства ИФИ. А сравнивать зарплату сотрудников этого института с зарплатой зарубежных ученых вообще неприлично. Но коллектив ИФИ работает с колоссальной отдачей. Сотрудники института активно публикуются в самых престижных зарубежных журналах, что является одним из важнейших принятых в мире критериев оценки труда ученого, т. к. ни один рейтинговый журнал не станет публиковать не имеющих особого значения результатов. По международным стандартам, исследовательская работа, предшествующая публикации в престижном научном издании, обходится в сумму порядка 150000 долл. Сотрудники ИФИ ежегодно публикуют порядка 50 статей в рейтинговых журналах, хотя институт существует практически в нищете и использует устаревшее оборудование. Как достигаются подобные результаты, избалованному благополучием западному ученому не понять. Это феномен постсоветской науки.Финансовые трудности, необходимость экономить на всем — фактор постоянного нервного напряжения не только для администрации, но и всего коллектива. Одних только хозяйственных расходов у ИФИ масса. Институт находится в Аштараке и проживающих в Ереване сотрудников нужно ежедневно привозить на работу и увозить. А транспортный парк не обновлялся с советского времени. Связанный с затратами постоянный ремонт уже не гарантирует безопасности перевозки 45 высококвалифицированных специалистов. Нужно купить хоть один новый автобус, но даже если удастся продать весь имеющийся у института транспортный хлам, средств все равно не хватит.
Постоянно растут требования по экологической и противопожарной безопасности, но у ИФИ нет денег, чтобы удовлетворить эти законные требования — иметь огромный запас воды, заплатить 250000 драмов за противопожарную сигнализацию и т. д. и т. п. Институт штрафуют, долги растут, и явно некому подумать о том, что выделяемое ИФИ финансирование должно хоть как-то соотноситься с расходами. Плюс уход за зданиями и территорией, плюс вода, электроэнергия, отопление, связь. . . Есть и еще одна статья постоянных расходов — радиационная станция, которая прежде активно использовалась в экспериментальной работе. Сегодня она практически не нужна, но ликвидация этого второго после АЭС радиационного объекта требует непосильных для института расходов, однако и обеспечение безопасности станции обходится дорого.
Большинство проблем науки Армении обусловлено нищетой. Средний возраст сотрудников ИФИ — 55-60 лет. Кто придет им на смену? Да, есть и человек 20 до 30 лет, но удастся ли их удержать на мизерную зарплату? Стипендия аспиранта 10 тыс. драмов. Именно так государство оценивает труд молодого одаренного человека, который много лет прекрасно учился, чтобы посвятить свою жизнь любимой науке! Предположим, 3 аспирантских года можно как-то перетерпеть — жить за счет родителей, если в семье денег хватает, где-нибудь подрабатывать, в конце концов отказывать себе в самом элементарном. Но что впереди? Ради чего претерпевать все лишения? Защитит одаренный молодой человек диссертацию и получит зарплату, на которую невозможно прожить. Есть два сценария будущего сегодняшних аспирантов. Самые перспективные окажутся в научных центрах Европы и США, где им предложат прекрасные условия для работы и большую зарплату, прочие уйдут в более доходные сферы. Сетовать на прагматизм нового поколения не стоит. Есть реальная жизнь, которая дорожает день ото дня, а зарплата ученого не может удовлетворить даже элементарные потребности.
Наука так и не заняла достойного места в жизни нашего государства. Отсутствует стратегия развития научных исследований, нет механизмов реализации полученных результатов. Но стратегию развития науки должны разрабатывать не чиновники, а ученые, т. к. только они знают, как работает эта очень специфичная сфера и как можно использовать готовый научный продукт. В лаборатории доктора физ. -мат. наук Давида САРКИСЯНА разработаны уникальные наноразмерные ячейки для паров металлов. Такого результата нигде в мире не смогли получить, размер 10 микрон считался пределом. Использование этих ячеек обеспечивает принципиально новые исследовательские возможности, открывает доступ к информации о неизвестных прежде явлениях и эффектах. Это возможность создания нового научного направления, имеющего и прикладное значение. Возможности измерения сильных градиентных магнитных полей могут использоваться при создании современной медицинской и научной аппаратуры, разработке компактных приборов, превосходящих существующие аналоги.
Трудно предположить, что наши чиновники могут решать судьбу результатов такого уровня и разрабатывать стратегию получения и использования высокотехнологичных продуктов. В ИФИ получены и другие конкурентоспособные результаты. Это востребованные на мировом рынке сцинтилляционные кристаллы для томографов нового поколения (лаборатория доктора физ. -мат. наук Ашота ПЕТРОСЯНА) , превосходящие по ряду параметров имеющиеся в мире аналоги; их использование обеспечит улучшение контрастности изображений и чувствительности диагностической аппаратуры. В лаборатории, которой руководит доктор физ. -мат. наук Эдуард ВАРДАНЯН, получены пленки, которые могут найти применение в интегральной оптике и микроэлектронике. В лаборатории высокотемпературной сверхпроводимости разработаны элементы устройств для криогенной техники. В ИФИ разработана лазерно-химическая технология обогащения небольших количеств изотопов рубидия для научных исследований. Эта методика может стать альтернативой используемым дорогим технологиям. Получены результаты, которые могут найти применение в развитии такого перспективного направления, как квантовые компьютеры. Очень интересные результаты получены при исследовании взаимодействия лазерного излучения с веществом, которые не только ставят новые физические задачи, но и могут иметь практическое значение.
Складывается парадоксальная ситуация. Конкурентоспособные результаты получены, области их применения тоже известны, но между ученым и потребителем — пропасть, которую без государственного участия перейти невозможно. Коммерциализация высокотехнологичных продуктов давно стала насущной проблемой. НИИ перебиваются в нищете, зарплата ученого символическая, государственные затраты на исследования необоснованно низкие. Наука, которая могла бы превратиться в доходную область, остается лишь неким атрибутом цивилизованности для нашей страны и никакой роли в ее развитии не играет.Решение проблемы коммерциализации интеллектуальных продуктов не может ограничиться реформами в сфере науки, хотя они несомненно нужны. Статус академических НИИ как некоммерческих организаций представляется неадекватным (при действующем законе о некоммерческих организациях) на фоне задач коммерциализации научных результатов. Маркетинговой структуры в НАН все еще нет, но даже если она появится, это мало что даст. Профессионалов в области коммерциализации высокотехнологичных продуктов в Армении не готовят и не используют возможности обучения за рубежом. Вузы других стран СНГ уже приступают к подготовке кадров по инноватике и управлению научно-техническим прогрессом.
Если стоит вопрос о внедрении научных результатов в отечественной промышленности, то при нынешней ее направленности высокотехнологичные продукты вряд ли найдут применение. Производство томат-пасты и джемов — это, конечно, хорошо, но Армения, имеющая серьезный научный ресурс, может рассчитывать на значительно большее.
Пора менять сам образ промышленности, организовывать высокотехнологичные производства, создавать венчурный капитал при долевом участии государства, а главное — разработать наконец обоснованную стратегическую программу развития, в которой использованию интеллектуальных продуктов будет отведена определяющая роль. Пора выходить на мировой рынок, учиться продавать не только научные результаты, но и готовый продукт. Это единственный перспективный путь для Армении.