Логотип

«НУЖНО ПОВЫСИТЬ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИМ КАДРАМ И УЧЕБНЫМ ПРОГРАММАМ», —

сказал в интервью "ГА" член-корреспондент НАН Армен ТРЧУНЯН
— Г-н Трчунян, современная наука развивается быстро, но учебные программы вузов и школ не отражают научные достижения. У нового поколения не формируется адекватной картины мира. Как должна решаться эта проблема?
— Этот вопрос особенно актуален в сфере естественных наук, где процесс пополнения знаний идет очень быстро, но новая информация не попадает даже в вузовские и послевузовские программы. То, чему учат сегодня, должно закладывать основы становления современных специалистов хотя бы на определенный период. После 2000г. работа по созданию учебно-методических материалов, казалось бы, усилилась, но проблема введения достижений науки в учебные материалы так и не была решена.
— Может быть, такая задача даже не ставилась?
— В отношении содержательной стороны учебников и учебных пособий у нас вообще нет четких критериев, хотя во всем мире требования к учебным материалам неуклонно растут, а в образовательном процессе все шире используются новые технические возможности. Параллельно с печатными материалами издаются CD. У нас подобные примеры пока единичны. Прежде чем приступать к подготовке новых учебников на должном содержательном уровне, нужно разобраться с программами. А мы нуждаемся в обновлении практически всех учебных программ. Именно программы определяют содержание учебников и учебных пособий, степень углубленности материала, но зачастую эти параметры выбираются субъективно самими же авторами учебников.
— По каким критериям отбираются авторы учебников?
— Это очень актуальный вопрос. Во-первых, приходится признать, что в сфере науки у нас достаточно много псевдоавторитетов. Такие определения, как "выдающийся" и "известный" ученый, нередко используются абсолютно необоснованно, в то время как в мире существуют полностью объективные критерии, на основании которых определяется вклад в науку. Критериев жесткого отбора авторов учебников у нас нет, поэтому эти чрезвычайно ответственные задачи нередко возлагаются на достаточно случайных людей, имеющих весьма отдаленное представление о достижениях и тенденциях развития современной науки. Именно активно работающий ученый может сориентироваться в огромном объеме новой научной информации, и эти возможности должны в первую очередь использоваться при составлении учебных программ, только тогда в учебные материалы будет включено наиболее актуальное и интересное. Важно и то, что в последние годы многие научные представления были пересмотрены, но авторы не только школьных, но и вузовских учебников далеко не всегда в курсе этих изменений. Право написания учебников должно предоставляться только авторитетным ученым и специалистам, которые к тому же могут обобщить свой педагогический опыт и найти оптимальные формы подачи учебного материала.
— Содержание учебников и форма подачи учебного материала безусловно имеют колоссальное значение. Но все мы знаем из собственного опыта обучения, что прежде лучшие школьные учителя и преподаватели вузов всегда выходили за рамки учебников и учебных программ, старались ознакомить обучаемых с новыми достижениями. И для многих именно эта часть образовательного процесса нередко определяла выбор профессии. Сегодня преобладающая часть школьных учителей настолько невежественна, что они сами понятия не имеют о том, что такое нано- или биотехнология, хотя это наиболее перспективные направления современной науки. В вузах тоже масса проблем. Немало профессоров( !) , которые читают одни и те же лекции десятки лет.
— Это, безусловно, так. Профессиональный уровень педагогических кадров всех уровней оставляет желать много лучшего. Никто не отрицает важность значения личности педагога. Но нельзя делать ставку на особо одаренных и увлеченных своей профессией преподавателей. Их никогда не может быть много, а учебные задачи следует выполнять во всех случаях, что возможно только при необходимом профессиональном уровне преподавателей. Недопустимо, чтобы уровень обучения зависел от личности преподавателя. Должна работать система, которая не только исключит участие в процессе обучения несостоятельных педагогов, но и в рамках учебных программ гарантирует необходимый уровень знаний. Причем процесс обучения преподавателей должен быть непрерывным, иначе отставание неизбежно, особенно при нынешних темпах пополнения знаний. Но у нас уже много лет система повышения квалификации преподавательских кадров фактически не работает. Более того, в пределах Армении мы не можем обеспечить необходимый уровень подготовки по ряду специальностей. Если речь идет о вузах, то нужно направлять наших преподавателей в передовые научные центры, где они смогут участвовать в исследовательских работах по новым направлениям, общаться с ведущими специалистами, знакомиться с учебным процессом в развитых странах.
Нужно систематически проводить переаттестацию преподавательских кадров всех уровней и бескомпромиссно отсеивать всех, кто не отвечает высоким профессиональным требованиям. К сожалению, в наших школах, а нередко и в вузах отсев преподавателей происходит только по возрастному критерию. Отсутствует мониторинг профессионального роста. Стимулы к повышению профессионального уровня отсутствуют. Работающие ученые достаточно слабо привлекаются в учебный процесс. И что еще очень плохо — практически не ведется работа по обработке имеющейся научной информации и как следствие — она не адаптируется к вузовским и тем более школьным учебникам.
— Масса научной информации в интернете. Может ли она использоваться в учебном процессе?
— Начнем с того, что очень немногие преподаватели вузов, тем более школ знают, как использовать интернет в образовательных целях. Кроме того, далеко не все интернетовские материалы на уровне. Сомнительной информации очень много. В интернете огромное количество всякого рода рефератов, курсовых работ, сочинений, статей, но далеко не всегда эти материалы могут способствовать приобщению обучаемых к достижениям современной науки. Безусловно, есть и полезные материалы. Недавно мне попалась книга "Биология в интернете", где представлены новые программы и возможности их использования в учебном процессе.
— В результате неадекватной языковой политики  мы получили молодое поколение, которое в большинстве  своем владеет только армянским. Лишь немногие в состоянии использовать профессиональные тексты на русском и английском языках, что крайне ограничивает доступ к информации, особенно научной.
— Эта проблема стоит очень остро. Перевод всей системы образования на армянский язык не должен был означать снижения уровня подготовки по русскому языку, которым прежде в Армении владели все специалисты с высшим образованием. И это очень позитивно сказывалось на их профессиональной подготовке, так как в России традиционно уделяется огромное внимание переводческой деятельности. Объем научной и профессиональной информации на русском огромный. При всем увлечении английским им тоже в нужной степени владеют немногие. Перевести на армянский всю необходимую литературу в принципе невозможно. Государство должно уделить особое внимание языковой подготовке, в противном случае мы неизбежно обрекаем себя на провинциализм и профессиональное отставание.
— Многие, в том числе и передовые страны, используют в своей учебной практике лучшие зарубежные учебники, переведенные на национальные языки. Стоит ли нам последовать этим примерам?
— Во многих случаях этот путь абсолютно оправдан, хотя подобное решение может вызвать возражения в среде амбициозно настроенных авторов местных учебников. Но нельзя забывать о том, что опыт подготовки учебников в Армении небольшой и далеко не всегда успешный. Стоит ли каждый раз заново изобретать велосипед? Япония, будучи передовой страной, активно использует лучшие зарубежные учебники, получившие мировое признание. И этот подход оправдывает себя. Подготовка хорошо образованных граждан и современных специалистов — задача стратегической важности. И ложно понятые национальные амбиции не должны препятствовать ее выполнению.