Логотип

БУДУТ ЖИТЬ

Все три малышки после операций чувствуют себя хорошо
Детская онкология. . . Даже человек с крепкими нервами не в состоянии равнодушно воспринимать сам факт существования этой области медицины. Тяжелый недуг не щадит даже детей. Онкология молодеет. Пациентам этого отделения Республиканского онкологического научного центра, как и их сверстникам, хочется бегать, баловаться, играть, а их жизнь в серьезной опасности.
Во всем мире детская онкология — одна из самых молодых областей клинической медицины. Она стала развиваться в 60-х годах XXв. , когда в результате появления эффективных антибиотиков резко снизилась детская смертность от кишечных и других инфекционных заболеваний, туберкулеза и пневмонии. Как причина смертности у детей старше одного года на второе место вышли злокачественные опухоли, уступая лишь травматизму. В тот же период отмечаются и первые успехи в лечении рака у детей в результате применения лучевой терапии. С внедрением химиотерапии в 70-80-х годах наступил новый этап в лечении злокачественных новообразований детского возраста. В результате применения новых методов лечения не только значительно увеличилась продолжительность жизни этих больных, во многих случаях удается достигнуть полного излечения.
Злокачественные заболевания у детей и взрослых значительно отличаются по частоте и особенностям. В структуре общей онкологической заболеваемости на долю детей приходится 0, 7%, что намного ниже показателей заболеваемости у взрослых. В разных странах показатели детской заболеваемости значительно отличаются и колеблются в пределах от 12 до 16 случаев на 100 тыс. населения. По сравнению с другими странами злокачественные новообразования у детей в Армении встречаются значительно реже, но рост онкологических заболеваний у детей отмечается во всем мире, в Армении это более 100 новых случаев в год у детей до 16 лет.
Специализированная помощь детям, страдающим онкологическими заболеваниями, начала организовываться в Армении в 1982г. Тогда были развернуты первые детские койки на базе Республиканского онкологического научного центра. Огромную роль в организации детской онкологической службы в Армении сыграл доктор медицинских наук, профессор Григорий Хачатурович Бадалян, который первым в республике стал проводить операции детям, страдающим онкозаболеваниями, начал разностороннюю работу по распространению знаний об этих заболеваниях у детей, способствовал повышению онкологической настороженности у родителей.
В 1994г. усилиями проф. Г. Бадаляна было создано единственное в Армении детское онкологическое отделение, где сегодня применяются все современные методы диагностики и лечения, проводятся операции по передовым технологиям. Результаты лечения соответствуют показателям в развитых странах.
Однако есть ситуации, к которым невозможно подходить с общих позиций, а данные статистики вряд ли могут служить утешением. Каждый больной ребенок — особая боль, и люди, которые работают в онкопедиатрическом отделении, не привыкают к специфике этих заболеваний.
— Одно из наиболее часто встречаемых у детей онкозаболеваний — опухоль Вильмса или нефробластома, — говорит руководитель отделения детской онкологии и химиотерапии, профессор Григорий Бадалян. — Не надо путать это заболевание с раком почки у взрослых. Это совершенно разные патологии. Как правило, это заболевание возникает у детей с рождения, в результате мутации генов у плода, хотя признаки болезни появляются несколько позже. В конце прошлого года в наше отделение почти одновременно поступили три девочки с нефробластомой в возрасте 3, 3, 5 и 4 года. Компьютерная и сонография подтвердили предварительный диагноз. Перед операцией дети прошли курс химиотерапии, у всех трех девочек опухоли значительно сократились в размерах, общее состояние ощутимо улучшилось. Несмотря на серьезные трудности, все три операции прошли без осложнений. Детям был обеспечен очень хороший послеоперационный уход. Сейчас они чувствуют себя хорошо. Но лечение еще не закончено. В течение 6 месяцев они пройдут курс профилактической терапии, чтобы избежать рецидива, а в дальнейшем будут находиться под наблюдением в течением двух лет.
Хочу обратить особое внимание на то, что течение и результативность лечения онкозаболеваний у детей и взрослых значительно отличаются. Как негативные, так и позитивные процессы у детей идут очень быстро, поэтому наши больные или сразу сгорают — или полностью выздоравливают. Среди детей крайне редки запущенные случаи. К счастью, большинству детей с онкозаболеваниями удается помочь. Опухоль Вильмса — очень тяжелое заболевание, но мы имеем по нему очень хорошие результаты. 82% наших больных, страдающих нефробластомой, полностью выздоравливают. По этому показателю мы опережаем многие развитые страны. Судя по имеющимся на сегодняшний день результатам лечения, эти девочки окажутся в числе тех, у кого впереди долгая здоровая жизнь.
Проработав долгие годы с онкобольными детьми, проф. Г. Бадалян так и не научился хладнокровно воспринимать факт этих явлений. Каждый заболевший ребенок для него особая боль, повод для сильных переживаний. По утверждению проф. Бадаляна, тяжелый недуг поражает именно красивых и умных детей, которые практически всегда очень сознательно воспринимают необходимость лечения и мужественно переносят все испытания. Но отделению детской онкологии все же нужен штатный психолог для работы не только с пациентами и их родителями, которые очень тяжело переносят болезнь детей. Психологическая помощь нужна и врачам, которые изо дня в день, годами, десятилетиями борются за жизнь своих маленьких пациентов. Основываясь на данных американской статистики, можно с уверенностью сказать, что специфика работы детских онкологов крайне негативно отражается на состоянии здоровья и продолжительности жизни этих врачей.
Но в целом все проблемы отделения детской онкологии решены — полная обеспеченность современными техническими средствами и лекарствами. Врачи систематически проходят стажировку в ведущих клиниках за рубежом, ведется большая исследовательская работа. Высокий профессионализм, человеческая порядочность, душевное отношение к пациентам. И все же пусть что-то изменится в мире, чтобы страшный недуг пощадил хотя бы детей.