Логотип

«МЫ СОДЕЙСТВУЕМ СОЗДАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ», —

заявил в интервью "ГА" директор Института материаловедения, председатель совета Ассоциации трансфера технологий Михаил АБОВЯН

— Г-н Абовян, какие задачи стоят перед Ассоциацией трансфера технологий?

— Эта организация была создана в 2002г. по инициативе ряда институтов Министерства торговли и экономического развития. Дело в том, что проблемы, которые стоят перед всей наукой Армении, особенно остро проявляются в прикладной области, где стоит задача практического использования разработок. В советские годы в Армении было очень много НИИ, которые нередко занимались разработками в тех сферах промышленности, которых в республике не было, например, космическая промышленность, судостроение и т.д. После распада СССР встал вопрос о том, нужны ли эти НИИ Армении, если профильные производства и внутренний рынок отсутствуют. С аналогичными проблемами столкнулся и Институт материаловедения, который, как ни странно, по сей день не имеет рынка в Армении. Традиционно мы работали на электронику, авиацию, космическую промышленность. Основным направлением было создание элементов для электронной техники, а сегодня и в России спрос на эти материалы резко снизился. Там стали закупать импортную комплектацию. С другой стороны, Армения была научной лабораторией для предприятий разных регионов СССР. Здесь был сосредоточен очень серьезный научный потенциал, терять который не стоило. И что еще очень важно – инновационная модель Армении, несомненно, будет связана с развитием передовых технологий, которые в основном будут использоваться на зарубежных производствах. Цель ассоциации – поддержать НИИ прикладной направленности, оказать им содействие в нахождении заказов, партнеров, продажи ноу-хау — словом, в организации процесса коммерциализации полученных результатов.

— Но ведь коммерциализация интеллектуальных продуктов – высокопрофессиональная область, требующая особых знаний и опыта…

— Разумеется, этого опыта у нас не было. Советская прикладная наука действовала в совершенно иных условиях, хотя с внедрением результатов и тогда было много проблем. Сегодня решать задачи коммерциализации особенно сложно. Ни один из армянских НИИ не в состоянии держать в своем штате специалиста по интеллектуальной собственности, опытного маркетолога, экономиста, обладающего современными знаниями… Квалифицированных специалистов этих профилей мало, и они требуют очень высокой оплаты, что не под силу нашим научным учреждениям. Ассоциация нашла правильное решение. Была создана очень гибкая структура, куда вошли армянские и зарубежные специалисты в области коммерциализации интеллектуальных продуктов, а их профессиональные услуги оплачиваются сообща всеми членами ассоциации, которых сегодня более 20.

— С какими типичными проблемами сталкивается коммерциализация интеллектуальных продуктов?

— Большинство наших НИИ прикладной направленности существуют преимущественно на средства грантов, а этого недостаточно, чтобы создавать производства. В связи с этим возникает вопрос: а стоит ли создавать в самой Армении предприятия или лучше сосредоточить усилия на получении интеллектуальных продуктов, которые будут иметь спрос за рубежом?

Если полученные результаты обладают коммерческой ценностью, то вопрос охраны интеллектуальной собственности встает неизбежно, но с этим связана масса проблем. Армянский и даже евразийский патенты не защищают разработку за пределами данного географического пространства, а оформление международного патента стоит десятки тысяч долларов плюс большие расходы на поддержку патента. Поэтому мы советуем своим коллегам не спешить с патентованием, а делать это уже при выходе разработки на рынок. Причем выгоднее оформлять патент вместе с партнером, который собирается использовать разработку. Не следует забывать, что даже очень интересные результаты исследований далеко не всегда имеют коммерческий спрос. Надо сначала найти реальных партнеров, создать консорциум, а уж потом вместе патентовать, заранее оговорив степень участия и интересы сторон. Хочу обратить особое внимание разработчиков на то, что патент не только не всегда защищает интеллектуальную собственность, но и нередко создает дополнительные коммерческие угрозы, т.к. при патентовании дается пусть не очень подробное, но описание разработки, что как-то ориентирует потенциального конкурента на работы данного направления, тем более что у них значительно больше технических и материальных возможностей.

— А как следует строить отношения с потенциальным партнером?

— Разработчик должен предложить потенциальному партнеру свой интеллектуальный продукт и объяснить возможности его применения. Если у другой стороны возникает интерес, начинаются переговоры, обсуждаются перспективы создания производства. Возникают свои проблемы – создание производства в Армении требует огромных вложений, кроме того, надо войти в конкуренцию с крупными зарубежными фирмами. Тут излишний романтизм опасен. Следует понимать, что выходить на мировой рынок в одиночку бесперспективно, надо найти сильных партнеров и уже при их поддержке оформлять патент и пробиваться на рынок.

В какой мере гранты способствуют коммерциализации научных продуктов?

— Во-первых, благодаря грантам наши институты получают известность. Ведь еще несколько лет назад сами грантодатели удивлялись тому, что Армения располагает достаточно серьезными возможностями в сфере науки. Постепенно завязывались связи, контакты, появлялись партнеры и, соответственно, конкуренты. Такая известная организация, как МНТЦ, не преследует собственно коммерческих целей, но имеет программы содействия коммерциализации. Наша ассоциация стала в Армении официальным представителем МНТЦ, который проводит предварительную оценку коммерческого потенциала. Мы уже передали МНТЦ отчеты по 8 армянским проектам. И это важная часть нашей работы. Зарубежная экспертиза стоит огромных денег, которых нет у наших ученых и научных учреждений. Поэтому мы предложили поэтапную экспертизу. Если на первом этапе получена положительная оценка, то можно выходить на более высокий уровень экспертизы. Уже проведена предварительная оценка около 10 научных проектов, по которым получены разные заключения. Все рассмотренные проекты включаются в портфель ассоциации.

— Как проводится экспертиза?

— Мы руководствуемся несколькими критериями: научно-техническая ценность разработки, сравнительный анализ, оценка рыночного потенциала и наличие команды для коммерциализационного процесса. Но если по всем этим параметрам получена положительная оценка, то ученые нередко впадают в типичное заблуждение. Они говорят: если экспертное заключение положительное, дайте деньги — и мы начнем производство. Но руководитель разработки не всегда может правильно распорядиться деньгами, организовать успешное производство. Это совершенно другая сфера, требующая профессиональных знаний и опыта.

— Насколько конкурентоспособны армянские разработки?

— Мы проводили экспертизу разработки Института механики НАН. Это были материалы для тормозных колодок. Рынок -многомиллиардный, но это не значит, что "Мерседес" или "Форд" станут покупать наши материалы. Однако ведь есть и огромный китайский рынок. Нужно найти свою нишу.

— Как решается вопрос финансирования проектов?

— Тут есть две серьезные проблемы. Во-первых, у наших ученых нет опыта организации производства, что уже является фактором риска. Во-вторых, у зарубежных инвесторов нет в этом плане доверия к нам. Они предпочитают не рисковать. Никто просто так не станет вкладывать средства, даже если разработка очень хорошая. Инвесторы доверяют только опытным менеджерам, успешно реализовавшим в прошлом какое-то число подобных проектов. Но нам удалось найти решение. В 2006г. ассоциация разработала модель D-STEP технопарка, позволяющую минимизировать риски зарубежных инвесторов. Мы считаем оптимальным создание временных консорциумов, объединяющих армянские научные коллективы и зарубежных партнеров и специалистов в области коммерциализации. Модель D-STEP была разработана на основе опыта зарубежных венчурных фондов, специализирующихся в области высоких технологий. По сути дела это виртуальный технопарк, позволяющий научно-техническим группам – членам временного консорциума совместно использовать оборудование и научный потенциал в процессе реализации конкретного проекта. В технопарк входят инвестиционный фонд, совет технопарка и бизнес-центр, которые являются самостоятельными юридическими лицами. D-STEP в основном реализует проекты, предоставленные временными консорциумами, в каждый из которых входит хотя бы одна местная организация. Этот технопарк реализует дистанционный менеджмент и многошаговую экспертизу проектов, на первых этапах которой задействуются местные эксперты. В рамках D-STEP уже действует несколько временных консорциумов по разработке новых материалов для лазеров и новых детекторов рентгеновского изображения. Ассоциация активно сотрудничает с зарубежными центрами и инновационными компаниями, такими как МНТЦ, технополис "София – Антиполис", французская компания IGET, Белорусский научно-технический центр, Казахстанский центр инжиниринга и трансфера технологий, российский СИТРОНИКС и др. В Армении мы постоянно работаем с Агентством развития. Разработанная ассоциацией модель коммерциализации научных результатов, несомненно, оправдывает себя. Минимизация рисков, создание временных консорциумов, гибкая система организации, позволяющая максимально эффективно использовать ресурсы Армении и зарубежных партнеров, не только привлекают инвесторов, но и обеспечивают реализацию научных проектов.

— Что конкретно вам удалось сделать за последние годы?

— Мы содействовали коммерциализации в России системы "Дельта". Это автоматический контроль и учет электроэнергии с передачей информации по существующим электросетям. В рамках D-STEP создано 2 временных консорциума по разным тематикам. Идет обсуждение проектов с "София — Антиполис". Совместно с французской компанией осуществляется экспертиза 4 армянских проектов, подготовленных институтами химической физики, материаловедения и "Пластполимер". Ведутся работы по коммерциализации ряда других проектов. Но если говорить не только о конкретных работах, то важными достижениями Ассоциации трансфера технологий я считаю приобретение опыта коммерциализации научных продуктов, получение дополнительного финансирования научными коллективами, повышение имиджа Армении как страны, способной не только производить, но и коммерциализировать научный продукт, что в целом содействует интеграции армянской науки в мировое научно-техническое сообщество и служит созданию инновационной экономики.