Логотип

«НУЖНО НАКОНЕЦ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ЗАДАЧАМИ ВУЗОВ», —

заявил в интервью "ГА" профессор ЕГУ, член-корреспондент НАН РА Армен ТРЧУНЯН

— Г-н Трчунян, чем объяснить, что, несмотря на введение платной системы образования и практически постоянный процесс реформ, повысить качество обучения в высшей школе все же не удается? Большинство выпускников бакалавриата получают диплом, не имея необходимых знаний и навыков.

— Система образования, несомненно, нуждается в коренных изменениях. Но надо учитывать, что эта система по своей природе инертна, и не стоит пытаться одновременно реформировать и дошкольные учреждения и высшую школу. Во всех случаях за без малого 20 лет независимости у нас так и не было разработано серьезной стратегии образования. Непонятно, какие задачи и цели преследуются реформами, какие недостатки мы намерены устранить. Мы ведь даже не знаем, в каких специалистах и в каком количестве нуждается наша страна. Вузы превратились в некую замкнутую систему, работающую в автономном режиме. Реформы должны быть привязаны к конкретным условиям и задачам, иначе они бессмысленны.

— Многие ректоры вузов откровенно говорят о том, что абсолютно обоснованно отчислили бы треть студентов, но не могут этого сделать, потому что вузы и без того крайне ограничены в средствах. Выходит, вузы невольно превращаются в своего рода торговые организации, которые за плату предоставляют диплом.

— Когда перед вузами стоит проблема выживания, качество обучения отходит на второй план. Даже в государственных вузах прекрасно понимается, что значительная часть студентов просто не желает учиться, не имеет никаких знаний, но они получат такой же диплом, как и те, кто учился добросовестно, потому что для вуза важнее получить оплату, чем подготовить специалиста. У нас ведь практически никого не отчисляют, а если и отчисляют, то через год восстанавливают и эти студенты продолжают безобразно относиться к учебе, зная, что все равно получат диплом.

— Вероятно, следовало бы задействовать механизм ответственности вузов за знания выпускников.

— Это необходимо. Сейчас обсуждается вопрос внедрения системы контроля качества обучения, но эта система должна включать в себя не только внутренний, но и независимый, внешний контроль, иначе она работать не будет. Подобные механизмы действуют во многих странах. Практически во всех рейтинговых вузах из числа поступивших на первый курс завершает учебу и получает диплом всего лишь треть. В процессе обучения там идет строгий отбор. Буквально со второго курса постоянно рассматривается целесообразность продолжения обучения каждого студента. И если студент не достигает стандартного уровня знаний, он отчисляется. Введение этой практики в наших вузах не только подстегнет нерадивых студентов, но и станет серьезным стимулом к повышению уровня преподавания и создания всего комплекса условий, способствующих получению студентами глубоких знаний и практических навыков. Но система контроля должна быть серьезно продумана. Нужно разработать четкие критерии, связанные с конкретными задачами обучения.

— И все-таки почему значительная часть студентов готова платить за то, чтобы не учиться?

— Это прямой результат состояния общества, в котором почти 20 лет разрушались здоровые приоритеты. Чтобы вернуть в общественное сознание приоритеты профессионализма и знаний, эти качества должны быть востребованы и достойно оплачены.

— А как повысить уровень преподавательского состава?

— Во-первых, к этому должны быть моральные и материальные стимулы. Труд высококвалифицированного специалиста должен достойно оплачиваться. Но есть и другие проблемы. Наши преподаватели вузов настолько загружены учебной работой и оформлением бесконечных бумаг, что у них просто не остается времени для исследовательской работы и профессионального роста. Из 8400 преподавателей вузов Армении только 3200 имеют степень кандидата наук и 670 — доктора.  Это достаточно низкие показатели. Нужно снизить нагрузку преподавателей и создать им условия для исследовательской работы. Кроме того, хотя бы раз в 5 лет преподавателей вузов надо направлять на усовершенствование в передовые зарубежные научные центры, где они будут знакомиться с последними научными достижениями и современными методами обучения. Повышение квалификации на местах малоэффективно. Но, повторюсь, лучший стимул к добросовестной учебе студентов и профессиональному росту преподавателей — высокая оплата квалифицированного труда.

— Как вы оцениваете качество учебных программ?

— Об учебных программах говорится давно, но безрезультатно. Очевидно одно — этот вопрос не должны решать сами вузы. Сегодня каждый вуз по своему усмотрению выбирает программы. А должен действовать жесткий механизм отбора в соответствии с поставленными учебными задачами. Когда мы наконец определимся, какие кадры нужны, разобраться с программами будет значительно легче. Но если говорить о переходе на новую систему образования, о Болонском процессе или кредитной системе, что предполагает мобильность студентов и возможность выбирать, где получать знания по тому или иному предмету, то надо учитывать, что учебные программы должны быть сопоставимы и отвечать международным стандартам.

— В каком состоянии экспериментальная база вузов?

— В целом положение очень плохое, особенно если учесть, что вуз по своим возможностям должен занимать передовые позиции, по крайней  мере опережать производство. Очевидно, что невозможно подготовить полноценного специалиста в области биологии, химии, физики и т.д., если студент не получил навыков экспериментальной работы. Или что это за инженер, который не имеет понятия о производстве? О каких современных технологиях можно говорить, если нет квалифицированных специалистов, имеющих практические навыки? Вопрос технического перевооружения вузов стоит очень остро, но реальных шагов к его решению я не вижу.

— Вероятно, все опять-таки упирается в деньги?

— Да, техническое перевооружение требует значительных средств. Причем это не должно стать одноразовой акцией. Технический прогресс идет ускоренными темпами и вузы должны готовить современных специалистов, поэтому  техническая база должна совершенствоваться постоянно. Главный вопрос — нам нужны квалифицированные кадры или нет? Если нужны, надо оснащать вузы. Тогда и государственные средства найдутся, и будут задействованы возможности зарубежных фирм, фондов и научных организаций. Можно получить и кредиты. Но эти средства должны контролироваться и использоваться строго по назначению. Если государство поставит задачу технического перевооружения вузов, она будет решена. Но сначала надо уяснить, что мы имеем и что надо приобретать для выполнения конкретных задач, каких специалистов надо готовить в первую очередь. Программа технического перевооружения должна основываться на задачах вузовской подготовки, которые диктуются требованиями рынка труда. Но что нужно рынку сегодня, не ясно. За годы независимости никто так и не проанализировал потребности в специалистах.

— В небольшой Армении порядка 100 вузов. Насколько это оправданно?

— Вузов действительно необоснованно много и все они гордо именуются университетами, что неизбежно девальвирует понятие университетского образования. У нас  есть и многопрофильные вузы и однопрофильные, большие и совсем маленькие. Как свидетельствует опыт, крупные государственные университеты значительно лучше справляются с задачами обучения. Но вот что удивляет — никто не додумался определиться с рейтингами вузов, хотя бы в пределах Армении, как это сделано, например, в Казахстане. Половина наших вузов готовит юристов и экономистов. Но молодой человек, решивший выбрать эти специальности, не знает, куда поступать, какой вуз обеспечивает более высокий уровень подготовки. То же самое с другими специальностями. Определение рейтингов вузов станет действенным стимулом к повышению качества обучения. Здоровая конкуренция обязательно даст результат, и в условиях естественного отбора число вузов сократится. Пусть их будет немного, но они должны выпускать конкурентоспособных специалистов, а не просто заниматься бизнесом в сфере образования.

— Много говорится о том, что Армения должна стать региональным образовательским центром, однако число иностранных студентов в наших вузах невелико. Как повысить привлекательность наших вузов хотя бы в пределах региона?

— Число иностранных студентов — показатель качества вуза, которое определяется рядом факторов. Это и конкурентоспособность профессорско-преподавательского состава, и уровень технической оснащенности, и общая моральная атмосфера вуза. Если учитывать хотя бы эти три фактора, то не приходится удивляться, что в вузах Армении обучается не так уж много иностранцев и мы далеко не в полной мере используем этот источник дополнительных финансовых средств. Но есть и другие проблемы. Нужно повысить уровень подготовки по английскому языку тех преподавателей, которые работают с иностранцами. Кстати, было бы очень полезно читать некоторые курсы на английском и русском языках и нашим студентам. Знание этих языков и профессиональной терминологии на этих языках значительно повысило бы возможности наших студентов в плане получения информации. В силу несовершенной языковой политики у нас появились студенты, которые совсем не знают даже русского языка, а профессиональная информация на армянском весьма ограниченна.

Возвращаясь к вопросу иностранных студентов, хочу обратить внимание и на другие моменты. Вузы должны предоставлять студентам интернет. У нас это платная услуга. Иностранцы уже платят за обучение довольно большую сумму и вправе получить бесплатный доступ к интернету, как это делается везде. Иностранец, не владеющий армянским, нигде не может получить даже самую необходимую информацию, чтобы ориентироваться в чужой стране. Ему негде и не с кем общаться, нет студенческих клубов, не решены многие бытовые вопросы. А зарубежные студенты хотят получить не только хорошее образование, но и весь комплекс комфортных условий.

Как видим, в высшей школе масса самых разнообразных проблем. Но во всех случаях их решение зависит от того, будут ли четко сформулированы задачи системы высшего образования.