Логотип

«МЫ ДОЛЖНЫ САМИ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ СВОЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ», —

заявил в интервью "ГА" завкафедрой иранистики ЕГУ, профессор Гарник АСАТРЯН

— Г-н Асатрян, недавний наплыв иранских туристов в Армению вызвал обеспокоенность части нашего общества. Как вы относитесь к этому факту?

— Большой заезд иранских туристов в Ереван был связан с гастролями двух проживающих в западных странах поп-звезд иранского происхождения. По некоторым данным, число приехавших в эти дни иранцев достигло 26–30 тысяч. Иран – теократическое государство, и поп-музыка там официально запрещена. Но среди иранской молодежи эти певцы популярны, и многие воспользовались возможностью послушать их в живом исполнении. Иранская молодежь массово ездит на концерты популярных музыкантов и в Дубай. Хочу отметить, что Арабские Эмираты процветают не только благодаря нефти, но и иностранному капиталу, в том числе и иранскому, а также туризму.

Мне непонятна обеспокоенность массовым наплывом иранцев. Люди приехали на несколько дней, оставили здесь большие деньги и уехали. На криминальной ситуации это не отразилось. Мы много лет говорим о необходимости развития туристического бизнеса, но реализовать эту идею в серьезных масштабах пока что не удается. Создание необходимой для этого инфраструктуры на уровне международных стандартов требует четкой стратегии и больших вложений. Но иранских туристов вполне устраивают и те условия, которые есть. Их привлекает даже не слишком комфортабельный отдых на Севане. Иранцам очень нравится Армения и для многих из них отдых здесь более привлекателен, чем в других странах. Ереван ближе и дешевле того же Дубая. Иранцев привлекает культура Армении, особенно архитектура и градостроение — тут Восток сильно проигрывает — возможность посещения концертов и т.д. Привлекает и неуловимый шарм эклектичного культурного пространства, сочетающего европоцентризм с этническим компонентом, близким иранцу. Кроме того, по сравнению со многими туристическими странами Армения практически безопасна, здесь все еще действует традиционная мораль, и иранские семьи спокойно отпускают своих детей в Армению – учиться или просто отдыхать.

Я против превращения Армении в сугубо  туристическую страну с сервисным менталитетом. Мы должны ориентироваться на экономику, основанную на знаниях, высокие технологии и развитие высшего образования. При грамотной политике Армения может стать международным научно-образовательным центром. Но не стоит отказываться и от туристического бизнеса. И если другие страны вкладывают огромные средства в создание соответствующей инфраструктуры и рекламу по привлечению туристов, то мы можем обойтись весьма ограниченными вложениями, получая при этом большой доход по крайней мере от иранских туристов. А если их число будет расти, то и зарубежные инвесторы, в том числе и иранские, начнут вкладывать здесь средства в туристический бизнес.

— Вероятно, возможны и какие-то другие деловые контакты?

— Активизация контактов Ирана с Арменией будет способствовать созданию совместных предприятий и в других областях, в том числе в производстве. А у нас есть множество научных разработок, коммерциализация которых принесет большие доходы, но нужны инвестиции.

— То есть вы считаете, что нет никакой опасности в связи с большим наплывом иранских туристов?

— Одна опасность, несомненно, есть. Это возможность траффикинга наркотиков. Но это не значит, нужно отгородиться от мира стеной. Это – своеобразный вызов нашим таможенным службам и правоохранительным органам. Зная, что опасность есть, они должны проявлять в этом вопросе особую бдительность, быть абсолютно бескомпромиссными, но обязательно соблюдать этические нормы при проведении расследования и выявлении фактов нарушений. А виновных нужно наказывать очень строго. В плане наркотиков Армения одна из самых благополучных стран мира. Если наши правоохранительные органы будут на высоте, этот статус сохранится и в будущем. Пока что наши органы безопасности  профессионально работают в этом направлении. Во многих туристических странах любая деятельность, связанная с наркотиками, строго карается, что не уменьшает потока туристов.

 — Но принято считать, что иранцы приезжают к нам не столько на концерты поп-звезд, сколько вообще "расслабиться" на свободе. Именно это многих пугает.

— Если в нашем обществе есть негативные явления, то уж точно, что не иранцы их насадили. Вряд ли нас должно беспокоить нарушение иранскими туристами исламских запретов. Это – вопрос личной морали и ответственности каждого. Для нас важно соблюдение общественного порядка, а не сам факт – употребляет человек алкоголь или нет, будь то гражданин страны, где действуют нормы шариата, или наш гражданин. То же можно сказать и обо всех остальных асоциальных явлениях — проституции и т.д. Бороться с пороками общества должно наше государство, и не только на уровне правоохранительных органов. Надо устранять социальные корни негативных явлений. Государство должно заботиться о своих гражданах, создавать им возможность честно трудиться и достойно зарабатывать на жизнь в своей стране.

Другой аспект "обеспокоенности" обывателя —  браки иранцев с армянками, но это не  массовое явление. При большом наплыве европейских туристов браки с иностранцами гораздо более вероятны: отток наших женщин за рубеж имеет противоположный вектор – европейский, американский…  Но это никого не пугает.

— По-видимому, в армянах живет предубеждение в отношении исламских народов. И, согласитесь, к этому есть основания…

— Многие предубеждения и опасения связаны с недостатком информации. Армяне веками жили в мусульманских странах, оставаясь верны своей вере и традициям, всегда пользовались на Востоке большим уважением, процветали. Дело не в самом исламе. После Геноцида Иран и многие арабские страны приняли армянских беженцев, предоставили им материальную помощь, возможность трудиться и благоденствовать. Этого нельзя забывать. Ни в арабском, ни в иранском мире армяне не подвергались гонениям. Это происходило только в османской среде, где вектор агрессии, помимо турок исходил и от курдов. Это не дает оснований считать врагами весь мусульманский мир.

Я прекрасно знаю Иран. Это – традиционное общество, где действуют строгие моральные нормы. Там крепкая семья, уважение к женщинам и старшим, огромная забота о детях. Поверьте, иранцы гораздо менее подвержены порокам, чем европейцы. И что еще очень важно, они уважительно относятся к армянам. Армяне живут в Иране тысячелетиями и всегда составляют титульную часть общества. Угрозу нашей морали иранцы не представляют. Гораздо больший урон нравам армянского общества нанесли так называемые демократические ценности, пришедшие с Запада, проникновение американской субкультуры, порой воспринимаемой обывателем как высокие достижения цивилизации.  Угрозу нашей нацбезопасности представляют и армянские телеканалы. Это информационная диверсия против нашего народа. Складывается впечатления, что их деятельность направлена на разрушение самих основ нашего общества. Надо об этом беспокоиться, а не о массовом наплыве туристов… А как же живут и процветают другие страны, которые ежегодно посещают миллионы туристов? Давайте решать проблемы у себя дома, а не искать виновных на стороне.

— Известно, что в северо-западных провинциях Ирана активно работают азербайджанские и турецкие спецслужбы, которые пытаются насаждать там антиармянские настроения. Это тоже серьезный повод для беспокойства.

— Нет сомнений, что северо-западные иранские провинции являются объектами целенаправленной работы иностранных спецслужб и не только азербайджанских и турецких. Целый ряд государств заинтересован в расшатывании Ирана. Население северо-западных провинций Ирана, будучи иранцами по происхождению, говорит на тюркских диалектах. Ежедневно азербайджанские и турецкие СМИ отравляют сознание жителей провинций, граничащих с Арменией,  антиармянскими и антииранскими сепаратистскими настроениями. Думаю, и здесь туризм мог бы сыграть не последнюю роль в нейтрализации подобной информации, ведь большинство иранских туристов –  жители этих провинций. Но нужен целый ряд мер, продуманная политика национальной безопасности. Необходимо создать армянский спутниковый канал исключительно культурного характера, вещающий  на азербайджанском и курдском языках. Чтобы противостоять вызовам, нужно мобилизовать потенциал, серьезно работать, а не пугаться.

— Говорят, что многие иранцы покупают квартиры в Ереване. Если их число будет расти,  не может ли это вызвать в будущем демографические и олитические проблемы?

— Здесь важен дифференцированный подход. Вряд ли стоит беспокоиться, если недвижимость приобретают иранские граждане – будь то этнические армяне или персы. Этнические персы здесь массово селиться не будут. А вот если —  в случае открытия границы с Турцией — недвижимость начнут приобретать турецкие курды, это действительно станет очень опасным фактором… И не только демографическим, но и политическим. Курдский фактор – наиболее дестабилизирующий для стран региона. Достаточно того, что курдские националистические группировки постоянно посягают на аутентичность езидской общины Армении, пытаясь (благо безуспешно) вовлечь их в орбиту курдского движения.

Нужно привести в порядок наше законодательство в плане предоставления гражданства и приобретения недвижимости не только иными этническими элементами, но и зарубежными соотечественниками. Вопрос интеграции нации очень тонкий. При занятии зарубежными соотечественниками государственных должностей в Армении должен действовать ценз оседлости.

Мы неоднократно были свидетелями того, как зарубежные армяне получали в Армении высокие должности, власть, распоряжались целыми отраслями без учета государственных интересов, обогащались и даже растаскивали национальные ценности из музеев… Они покидали родину сразу же после отставки, не неся никакой ответственности за нарушения. И никто не думал о том, что это независимое государство, метрополия, а не ближневосточное армянское гетто. 

Наша страна будет защищена только при качественном переломе сознания. Армяне терпеливы и трудолюбивы, множество  претензий к государству вполне обоснованно. Но родина – не политико-экономическая единица, не административный аппарат и режим. Отношение к ней не может меняться в зависимости от обстоятельств. Нужно честно и бескорыстно служить своей Родине. Это не высокие слова, а необходимое условие развития и процветания нашего государства. А если все структуры будут профессионально и эффективно работать, мы сможем реально обеспечить национальную безопасность и противостоять более серьезным вызовам, чем просто туристические наплывы.