Логотип

В ЦАХКАДЗОРЕ СОСТОЯЛСЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ВОСТОКОВЕДОВ

В ЦАХКАДЗОРЕ СОСТОЯЛСЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ВОСТОКОВЕДОВ. СРЕДИ АРМЯНСКИХ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ МНОГО МОЛОДЫХ

Востоковедение — из числа наук, имеющих

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

В Цахкадзоре состоялась международная научная конференция  "Тюркский мир, Кавказ и Иран — перекресток цивилизационного взаимодействия", в которой приняли участие ученые из 20 стран мира.

Конференция была организована международным академическим журналом Iran and the Caucasus в сотрудничестве с центром  "Социометр", Институтом археологии и этнографии НАН РА, армяно-туркменским центром "Партев" и армянской ассоциацией академического сотрудничества "Армакад".

Проведение востоковедческих конференций в Армении стало традицией. И на этот раз встреча ученых прошла интересно и продуктивно. Историки, археологи, лингвисты, антропологи, другие специалисты, занимающиеся востоковедческими исследованиями, представили доклады, обсудили проблемы, представляющие большой научный и практический интерес, определили направления сотрудничества.

"ГА" попросил некоторых участников конференции рассказать о своих впечатлениях.

Дональд СТИЛО, Институт Макса Планка, Германия:

— Я лингвист. Мои основные исследования связаны с языками северо-западного Ирана. В течение 5 лет я жил и проводил полевые исследования в этой стране, набрал огромный материал и тогда же благодаря помощи иранских армян выучил армянский язык.

МНЕ ДАВНО ХОТЕЛОСЬ ПОБЫВАТЬ В ВАШЕЙ СТРАНЕ. Наконец-то эта возможность представилась. Надеюсь, что теперь я буду часто бывать в Армении. Профессор Гарник Асатрян создал одну из лучших в мире школ иранистики. Он является и редактором очень авторитетного научного журнала Iran and the Caucasus, в котором я надеюсь публиковать результаты своих исследований. Сейчас я завершаю работу над атласом, в котором будет представлено 6 разных языковых семей. Исследованы вопросы общности и взаимовлияний между этими языками. Надеюсь, что эта работа будет представлять большой интерес для лингвистов.

Бегруз Махмуди БАХТИЯР, Тегеранский университет, Иран:

— Отношения между Ираном и Арменией имеют очень долгую историю. Армения всегда играла важную роль, так как являлась мостом между Востоком и Западом. Но за последние годы эти отношения стали значительно более глубокими и плодотворными.

ИНИЦИАТОРОМ ЭТОГО ПРОЦЕССА стала кафедра иранистики Ереванского государственного университета. Это один из ведущих в мире научных центров этого направления. Сотрудники и выпускники этой кафедры прекрасно владеют иранскими языками. Но что особенно важно — ни один из ведущих центров иранистики в мире не ведет исследований по такому огромному спектру научных направлений, как кафедра иранистики в Ереване. И все эти исследования представлены в публикациях журнала Iran and the Caucasus, редактором которого является профессор Гарник Асатрян. Проведение таких представительных конференций, как эта, способствует развитию востоковедения и налаживанию тесных научных контактов между учеными разных стран.

Сергей БОЧАРОВ, Крымский филиал Института археологии НАН Украины:

— Я занимаюсь исследованиями Золотой Орды. Мой доклад на этой конференции посвящен крымским армянам. Украина, особенно Крым очень связаны с Арменией и армянами, особенно в период средних веков.

В КРЫМУ БЫЛА ОГРОМНАЯ АРМЯНСКАЯ ОБЩИНА. В латинских источниках Крым называли Черноморской Арменией. Нашим институтом опубликованы интереснейшие исследования по хачкарам в Золотой Орде. Очень надеюсь, что эта конференция будет способствовать налаживанию тесных научных контактов с армянскими учеными.

Дан ШАПИРО, профессор университета Бал-Илан, Израиль:

— В Армении очень сильная школа иранистики. А профессор Гарник Асатрян — не только очень известный, но и в ряде областей иранистики — самый авторитетный в мире ученый. Он является организатором и редактором очень серьезного научного журнала Iran and the Caucasus. И хотя он выходит в издательстве "Брилл" — это, несомненно, армянский журнал, который поступает во все востоковедческие центры мира.

АРМЯНЕ ОЧЕНЬ УСПЕШНО ЗАНИМАЮТСЯ НАУКОЙ. Вклад ученых-армян в науку в самой Армении и в других странах очень большой. Востоковедение относится к числу тех гуманитарных наук, которые могут и должны иметь большое практическое значение. Однако данные этих исследований, к сожалению, практически не используются при принятии политических решений.

И Израиль, и Армения расположены в очень сложных регионах. Я бы даже сказал, что это один регион, и те процессы, которые здесь происходят, затрагивают и Израиль, и Армению. Сейчас в политической ситуации этого региона происходят определенные изменения, но я бы не хотел касаться этих вопросов.

А в Армении я не впервые. Здесь удивительно хорошо думается о важных вещах. И что еще интересно: здесь очень глубокий исторический пласт, который так или иначе постоянно переживается даже тогда, когда, казалось бы, об этом не думаешь. Идет продолжение очень долгих, давно начавшихся процессов.

Ну а в Израиле об Армении и армянах знают немного. Когда я рассказываю своим студентам об армянской истории и культуре, они удивляются. К сожалению, уровень образованности и в Израиле, и во всем мире падает на глазах. Выросло поколение варваров, которые с пяти лет умеют отправлять СМС и обращаться с компьютером, но ничего не знают и не желают знать. В каждой стране думают, что это только их проблема, но на самом деле это глобальный процесс. Надо что-то менять в системе образования, и, видимо, пора признать, что учиться могут не все.

Ральф КАУТ, Институт иранских исследований Австрийской академии наук:

— Я второй раз в Армении. Конференция проходит очень интересно. Представлен очень широкий спектр исследований. Я рад встретиться с коллегами и обсудить профессиональные проблемы.

ПРОФЕССОР ГАРНИК АСАТРЯН создал одну из лучших в мире школ иранистики, это очень авторитетный ученый. Востоковедение — не только очень интересная область знаний. Исследования этого направления — изучение языков, истории и культуры народов Востока — позволяют лучше понять политические процессы. И эти знания должны использоваться. Я рад, что приехал в Армению. Это прекрасная древняя страна, представляющая большой интерес  для исследований, очень дружелюбные люди.

Светлана ВАЛИУЛИНА, Казанский университет, Татарстан:

— Начиная с эпохи бронзы археология обнаруживает очень тесные связи между Поволжьем и Кавказом. На протяжении очень долгого исторического периода эти связи в разных областях развивались весьмы активно. Это касается и культуры, и торговли, и ремесел.

В НЕКОТОРОМ СМЫСЛЕ ЭТО КАСАЕТСЯ И НАУЧНЫХ ВЛИЯНИЙ. По крайней мере алхимия в Волжской Булгарии имеет однозначно армянские корни. Надо продолжать традиционные контакты между Поволжьем и Арменией. В области археологии это сотрудничество особенно перспективно. Армения — страна древнейшей истории и очень богатой культуры — представляет огромный интерес для археологов. Очень надеюсь чаще бывать в Армении и сотрудничать с армянскими коллегами-археологами.

Ян ШИ, Пекинский университет, Китай:

— Сначала  я занимался ирановедением, но потом увлекся Арменией. Я стал изучать армянский язык и культуру, стал искать китайско-армянские связи и нашел очень интересные данные.

АРМЯНЕ ПРИШЛИ В КИТАЙ В ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ и прожили там до 50-х годов XX в. Китайско-армянские связи в XIX-XX вв. стали предметом моей диссертации. Я продолжаю эти исследования. Знаю, что армянская археология также располагает данными об армяно-китайских контактах. Среди армян США еще  живы люди, которые когда-то жили в Китае. Существует множество материалов по этому вопросу, но их надо собрать и обработать. Надеюсь, что мне удастся получить новые интересные результаты.

Юрий АВЕРЬЯНОВ, Институт востоковедения Российской академии наук:

Я занимаюсь духовной культурой суффийских братств на территории нынешней Турции и связями между народным исламом и традиционным христианством. Сейчас издается моя монография, посвященная зарождению учения Бектарши в Анатолии.

ЭТО ОЧЕНЬ СВОЕОБРАЗНОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ УЧЕНИЕ, которое сильно отличается от традиционного ислама и содержит элементы христианства в обычаях, обрядах и ритуалах. Последователи этого учения совершали так называмые "трапезы любви", во время которых пили вино, совершалось преломление хлеба, духовный наставник благословлял участников ритуала, мужчины и женщины сидели за одним столом. Все это противоречило мусульманским традициям и устоям. Застолье завершалось ритуальными танцами-радениями, во время которых участники входили в транс. Музыка, танцы, одежда членов этого братства очень отличались от традиционных турецких. По-видимому, они уходят корнями в дохристианскую и доисламскую эпоху. Члены братства Бектарши не считали себя турками и совершали свои обряды и ритуалы по ночам около христианских святынь. На "трапезах любви" часто присутствовали традиционные христиане — армяне и греки. Члены братства Бектарши были очень негативно настроены по отношению к правительству Османской империи и за это подвергались преследованиям и уничтожению со стороны турецких властей. Первые европейские исследователи еще застали эту культуру. В 1925г. братство Бектарши было официально распущено, но последователи этого учения сохранились. Их много и в самой Турции, и в Болгарии, и в Албании.

Я впервые в Армении и очень рад, что стал участником этой конференции. В Армении прекрасная школа иранистики, высокий уровень образованности, очень богатая культура, интересная архитектура, но что меня особенно радует — среди армянских участников конференции много молодых. Это прекрасно, что ваша молодежь не теряет интереса к науке.