сказал в интервью "ГА" эксперт по управлению Арутюн МЕСРОБЯН
Если мембрана работает нормально, клетке ничего не грозит
— Г-н Месробян, как вы считаете, почему на протяжении всей нашей истории нам не удается обеспечивать национальную безопасность? И сегодня мы не застрахованы от самых опасных развитий.
— А мы никогда не воспринимали эту проблему адекватно. Ответы на многие современные вызовы уже есть в нашей истории, но мы игнорируем этот опыт. Возьмем хотя бы наше отношение к глобализации. Это не монстр, которому сопротивляться бессмысленно. В истории человечества глобализационные процессы нередко несли в себе много позитивного. Глобальное распространение эллинизма обогатило практически все мировые культуры. Глобальное распространение христианства вывело человечество на новый духовный уровень, сформировало христианскую нравственность. Но и позитивные, и негативные глобализационные процессы неизменно сопровождались противоположным движением – локализационными процессами в глобальном масштабе. Смена векторов происходит волнообразно. Но вот что удивляет: все говорят о глобализации, но отказываются признавать явно набирающий силу обратный процесс. Так, в условиях кризиса многие даже развитые страны стали использовать различные механизмы защиты своей экономики от глобальных негативных влияний.
— Вы хотите сказать, что мы тоже можем противостоять вызовам глобализации и повысить свою национальную безопасность?
— Вскоре после глобального распространения христианства начались локализационные процессы. Стали появляться национальные конфессии, в том числе Армянская Апостольская Церковь, которая веками выполняла не только религиозные функции, но и сохраняла армянский этнос. Чтобы следовать национальным интересам, не обязательно быть великой державой. И на фоне глобальных процессов можно обеспечивать нацбезопасность. Нервная клетка покрыта мембраной, которая пропускает в клетку все полезные вещества из внешней среды, но препятствует проникновению опасных и вредных, и наоборот — выпускает из клетки все вредное, оставляя полезное. Пока мембрана нормально работает, клетке ничего не грозит. Именно так должна действовать система нацбезопасности. Если мы сумеем выстроить такую концепцию, то сохраним нацию. Но сегодня мы часто действуем в режиме антимембраны. Так, в последние годы мы с особым рвением культивируем в нашем обществе современные европейские ценности.
Давайте судить по европлодам
— Вы усматриваете в этом угрозу нашей нацбезопасности?
— Несомненно. Вначале в Европе эти ценности формировались на христианской основе, но потом пошел активный процесс мутации. Сохранив внешнее сходство с христианскими принципами, эти "ценности" стали выполнять разрушительные функции. Посмотрите, к какому плачевному состоянию привели демократические свободы саму же Европу, которая сегодня активно пытается навязывать нам опыт своих же ошибок.
— То есть вы против демократических свобод?
— Первое — прав без адекватных обязанностей не бывает. Второе. Давайте судить по плодам. В результате демократических прав и свобод во многих странах Европы узаконены однополые браки и право этих семей на усыновление детей. Ребенок в такой "семье" растет с сознанием, что однополый брак – это норма. И если подобные браки, не могут обеспечить воспроизводство своего этноса, что является одним из важнейших условий национальной безопасности, то эти "семьи" успешно выполняют другую задачу – примирения с пороком и воспроизводства извращенцев в своей стране. Кстати, гомосексуальные отношения категорически отвергаются христианством. Так что говорить о близости христианских и демократических ценностей неуместно. В своем безудержном стремлении вписаться в Европу мы уже официально поддержали права сексменьшинств. Возможно, скоро в Армении будут узаконены и однополые браки. Или другое порождение демократии – свобода совести. Внедрение этой "ценности" привело к тому, что в Армении появились сотни тысяч сектантов. А это не только вероотступники. Это люди, которым чужды национальная солидарность, национальные интересы, они враждебны ко всем, кто не является их "братьями по вере". Разве раскол нации — не угроза нацбезопасности?
Или свобода печати. Посмотрите, что происходит с армянской прессой. Ряд изданий последовательно дискредитирует наши национальные авторитеты. Газета "Мецамор" облила грязью Виктора Амбарцумяна, "Свободомыслие" надругалось над памятью и творчеством Паруйра Севака, Ованеса Шираза, Егише Чаренца, ряда других талантливых армянских писателей, поэтов, ученых, в том числе и ныне живущих. Неужели общество не понимает, что ведется целенаправленное занижение национальной самооценки. Если авторитетные личности по сути ничтожны, то мы — нация, которая ни к чему не способна. Но мы, следуя демократическим принципам, не реагируем на эти угрозы. А к чему привела защита прав человека в самой же Европе? Пытаясь соблюсти права косовских сербов, "цивилизованная Европа" допустила бомбардировку Сербии — части европейского пространства. Сегодня число выходцев из стран Азии и Африки в крупнейших европейских странах настолько велико, что этнический и религиозный состав этих государств быстро меняется. А это угроза европейской духовности и культуре. В Европе уже действует более 5000 мечетей, после Второй мировой войны их было несколько десятков, а христианские церкви быстро теряют приходы и закрываются.
— Как случилось, что европейский менталитет утратил защитные механизмы? Опыт каких ошибок нам следовало бы учесть?
— После Французской революции в развитии европейской цивилизации была допущена роковая ошибка. Стало формироваться общество потребления и соответствующая идеология с приоритетом материального благополучия. Высокий уровень социальной защищенности привлекал эмигрантов из бедных стран Азии и Африки, а европейцев, зацикленных на материальном благополучии, привлекала дешевая рабочая сила. Крайне эгоистическая и недальновидная новая европейская идеология стала нивелировать защитные механизмы. Стремясь оградить себя от лишних забот, многие европейские женщины не хотят иметь детей. Европейцы нередко принимают ислам, становятся кришнаитами, последователями других восточных религий и философских течений. А это методологически неверный протест против новых "ценностей". В критических ситуациях народ должен обращаться к своему историческому опыту и традиционной духовности.
Рождаемость у западноевропейских народов падает, а эмигранты из Азии заводят многодетные семьи. Европейские этносы в своих же странах могут стать национальными меньшинствами. Идеалы общества потребления и демократические свободы быстро разрушают защитные механизмы европейской ментальности, вычленяют человека из общества. Национальные интересы теряют приоритетность. Но пусть Европа сама решает свои проблемы. Однако идеология потребления и демократические свободы, хотя и в искаженном виде, быстро распространяются и у нас. Мы пока не построили общество потребления, но зацикленность на материальном благополучии налицо. Образованность, профессионализм, национальные интересы теряют приоритетность. Идеалы и устремления большинства наших граждан переместились в материальную плоскость. Отсюда коррупция, порочная кадровая политика. Сегодня армянское общество стремится жить легко, получая как можно больше сейчас, но что будет завтра с народом, страной, мало кого волнует. Нам стоило бы трезво оценить состояние одряхлевшей Европы, помнить, что когда мы надеялись на других, результаты были трагическими.
Количественные подходы бесперспективны
— Чем объяснить опасное пристрастие Запада к демократическим ценностям?
— Власть всегда хочет обеспечить управляемость. Реальной демократической власти нигде в мире нет, но демократические иллюзии в сочетании с соответствующей риторикой обеспечивают высокий уровень управляемости. А поскольку властные амбиции и экономические интересы Запада распространяются на весь мир, то демократические идеи активно внедряются в других странах, в том числе и у нас.
— Вы считаете, что власть в западных странах не является демократической?
Обратите внимание – меняются президенты США, а глобальная политика этой страны остается прежней. Реальная власть в "демократических" странах Запада осуществляется узким эзотерическим кругом. Но общество легко глотает демократические наживки. Большинство граждан этих стран верят, что причастны к выборам. Этот миф активно поддерживается прекрасно организованными шоу предвыборных кампаний и популистскими лозунгами. Демократия порочна по сути, она противоестественна. В природе нет равенства, но есть равновесие. Это разные вещи. Люди не равны по своим физическим, интеллектуальным, нравственным и прочим характеристикам. В любом этносе большинство составляют люди, не наделенные особым интеллектом и высокими нравственными качествами. Поэтому свойственные демократии количественные подходы бесперспективны. Нельзя ставить знак равенства между голосами придурка и достойного человека. И это прекрасно понимается элитами западных стран, которые используют демократические приемы для обеспечения управляемости. Но внедряя демократические мифы в своих обществах и экспортируя их в зоны политических интересов, западные политики явно заигрались, что и привело к опасным процессам, происходящим в Европе. Но мы не имеем права на демократические иллюзии. Задачи создания условий для нормального развития нации и обеспечения нацбезопасности исключают демократические игры. Как свидетельствует опыт Сингапура и других стран Азии, где произошло экономическое чудо, демократия несовместима с прорывом.
— Но отказ от демократии недостаточен. "Азиатские тигры" добились успеха в первую очередь за счет жесткой национальной позиции власти и профессионального управления.
— Наряду с отказом от демократии однозначно национальная позиция власти и профессиональное управление – обязательные условия успешного развития и обеспечения нацбезопасности. Поэтому страны Азии сегодня развиваются гораздо более динамично, чем увязающая в неразрешенных проблемах Европа. Похоже, центр управления миром вновь перемещается на Восток, как это было до начала эпохи Возрождения в Европе.
— И все же Запад не теряет влияния и авторитета.
— Мышление крайне инерционно. Моисей не зря 40 лет водил свой народ по небольшой пустыне. Он хотел, чтобы сменилось два поколения, изменилось сознание. Только так можно было создать Государство Израиль. А появление "азиатских тигров" произошло на глазах одного поколения. Мир еще не осознал, что многое изменилось. Но мы не имеем права на заблуждения. Наши предки жизнью и кровью расплачивались за подобные ошибки. Нужно искать ответы на современные вызовы в собственном историческом опыте. А не бросаться безоглядно в объятия исторических врагов. Беспорядочные связи без принятия мер безопасности чреваты национальным спидом. Нужно безотлагательно привлечь очень ограниченный, патриотически настроенный высокопрофессиональный, проверенный круг лиц к созданию новой и близкой к современным реалиям концепции безопасности, которая будет определять и законодательную базу, и кадровую политику, и отношения с Турцией и Азербайджаном. У нас нет другой возможности выжить.