Логотип

ШАНС

Если организовать производство чипов из наноаморфных металлов, наша экономика совершит инновационный прорыв

Появление нанотехнологий вызвало мировой бум и создало огромные перспективы в самых различных областях человеческой деятельности. При наноразмерах (10-9м) частицы металлов и соединений начинают проявлять совершенно новые свойства. Наноприборы, имеющие размеры молекулы, способны имитировать механизмы, заложенные в биологических клетках, воспроизводить себя и т.д. С использованием нанотехнологий связаны грандиозные перспективы в медицине, сельском хозяйстве, биологии, электронике, различных сферах промышленности и компьютерной техники и т.д.. Развитые страны выделяют на это направление колоссальные средства, так как нанотехнологии позволят не только революционизировать производства, но и получать огромные прибыли.

В банке данных научных открытий

Свой вклад в развитие нанотехнологий внесли и отечественные специалисты. Порядка десяти лет назад в Армении была сделана уникальная научная разработка. На основе квантово-химической технологии, разработанной в Институте химической физики НАН РА, в ЗАО "НаноаморфТехнология" был получен новый класс материалов – наноаморфные металлы, обладающие уникальными свойствами.

О своей разработке армянские специалисты доложили на представительной международной научной конференции в США. Аудитория восприняла результат с большой долей скепсиса. В то время считалось, что получить наноаморфные металлы невозможно. Тем не менее доклад армянских специалистов вошел в число очень немногих опубликованных в MATERIAL RESEARCH SOCIETY, т. 707, 2001. А некоторое время спустя в Ереван прибыл президент Международного общества материаловедения Дэвид Гинлей. Чем был мотивирован визит высокопоставленного лица – желанием разоблачить мистификаторов или убедиться в невероятном, – сказать трудно. Главное – Д. Гинлей все досконально перепроверил и признал факт получения наноаморфных металлов. Полученный армянскими учеными результат был внесен в Американский банк данных научных открытий в сфере передовых технологий и аэрокосмических исследований.

На разработку получен международный патент РСТ. Результат не смогли воспроизвести ни в одном из передовых зарубежных научных центров. Армения является единственной в мире страной, которая может производить наноаморфные металлы и организовать на их основе конкурентоспособные производства.

Сегодня в мировой практике используются только нанокристаллические материалы. Спрос на них колоссальный. Мировой рынок нанокристаллов составляет триллион долларов в год. Но по сравнению с этими материалами наноаморфные металлы имеют огромные преимущества. Как показали результаты экспериментов, с использованием этих материалов связаны колоссальные перспективы развития микро- и наноэлектроники, биотехнологии, нанолитографии, медицины. Добавка наноаморфных металлов в полимеры в 12 раз повышает прочность полученных композитов. На основе этой разработки можно уже сегодня создавать десятки предприятий малого и среднего бизнеса, выпускающих обеспеченный спросом инновационный продукт. Удивительно, но Армения даже не пыталась использовать свои преимущества.

В неприглядную реальность ученые верят с трудом

Все, что происходило с ЗАО "НаноаморфТехнология", — яркий пример того, как на протяжении многих лет научные организации, сделавшие перспективные разработки, вызывали у государства только две реакции – либо непробиваемое безразличие, либо бесконечные козни. И того и другого у ЗАО "НаноаморфТехнология" было в избытке.

Когда в 2002г. правительством РА были утверждены приоритетные научные направления и нанотехнология вошла в их число, коллектив института принял самое активное участие в подготовке программы развития этого направления. Более того, именно научные результаты этого коллектива послужили основанием для выделения на программу государственных средств. Но когда деньги были получены, оказалось, что институт никакого финансирования не заслужил. Министерство образования и науки РА, которое тогда возглавлял Серго Ерицян, отклонило все пять представленных институтом проектов. В числе не удостоенных финансирования оказался и проект "Применение наноаморфных материалов в нанолитографии". Научный коллектив, сделавший пионерские разработки, остался без средств. К счастью, были получены гранты международных организаций, благодаря которым удалось выжить.

Однако директора института, доктора физ.-мат. наук Размика Малхасяна больше всего волновало даже не вопиюще несправедливое решение министерства, не крайняя ограниченность средств, а невостребованность разработок. Наивные заблуждения свойственны многим ученым. В очень уж неприглядную реальность они верят с трудом. А потому Малхасян полагал, что в государственных структурах просто недопоняли значения разработок, но вот сейчас он пойдет к министру или другому высокопоставленному лицу, объяснит, какие перспективы связаны с внедрением передовых технологий и его непременно поддержат, начнут налаживать современные производства – такие нужные нашей стране. Однако ни министры, ни другие важные государственные мужи, имеющие отношение к этому делу, так и не приняли Малхасяна. Потеряв много времени, ученый наконец понял, что наука никому не нужна и будущее страны мало кого волнует. Зато в течение нескольких лет институт не вылезал из судов. Лишенное государственного финансирования и кое-как выживающее научное учреждение обвинялось в том, что зарплата сотрудников низкая. К тому же кое-кому приглянулось здание, которое занимал институт. Потом начались все ужесточающиеся наезды по поводу безотлагательной приватизации института. Коллектив отбивался как мог. Но сохранить статус госучреждения все же не удалось.

Однако примерно год назад ситуация как будто стала меняться к лучшему. Отделение физ.-мат. наук НАН РА не только заслушало сообщение Малхасяна, но и положительно оценило полученные научные результаты, признало их перспективными в плане практического использования. Потом на средства ЗАО удалось начать внедрение одной из разработок на заводе "Наирит". Полученные многообещающие результаты были доложены на международной конференции по нанокомпозитам в США в 2009г., куда Р.Малхасян был приглашен в качестве председателя секции. Надежды стали обретать реальные очертания, но тут производство остановилось.

Очевидное — невероятное

<vd<То, что наночастицы способны к самоорганизации, общеизвестно. Современная наука пока не смогла полностью объяснить это явление. Попытки связать процессы самоорганизации с появлением в наночастицах новых видов энергии не дали исчерпывающих ответов на возникающие вопросы. Невидимые глазом неорганические вещества способны сами воспроизводить себя, организовываться в различные структуры и проявлять необычные свойства. Но результат, полученный армянскими специалистами, превзошел самые смелые ожидания.

Частицы полученных в Армении наноаморфных металлов самоорганизуются в двойную спираль, полностью совпадающую по форме с молекулой ДНК, ответственной в живом организме за передачу генетической информации! Одновременно образуется и состоящая из параллельных линий решетка. В процессе экспериментов были предприняты попытки облучать структуру пучком электронов, использовать другие воздействия, но удивительное образование оказалось абсолютно неуязвимым.

Как известно из научного опыта, при наноразмерах отличить живое от неживого достаточно сложно. Однако, как мы помним со школьной скамьи, все живое содержит углерод. Частицы наноаморфных металлов этот элемент не содержат.

Станислав Лем, к сожалению, не успел подарить миру еще один бестселлер научной фантастики — из жизни разумных наночастиц и их сложных отношений с органическим миром. Однако и при нашем скромном воображении обуздать фантазии трудно. А они рисуют картины не только удивительные, но и пугающие. Как знать, может быть, годы спустя науке придется пересмотреть представления о живом, и все, что мы, казалось бы, твердо усвоили об окружающем мире, может оказаться драматическим заблуждением.

Но самоорганизация наночастиц аморфных металлов в структуру, полностью совпадающую по форме с молекулой ДНК, несомненно, требует самого серьезного изучения. Кстати, впервые получив этот удивительный результат, ученые не поверили фотоснимкам, но дальнейшие исследования этот факт подтверждали неоднократно.

Пока живу — надеюсь

Хотя наша реальность, мягко говоря, не очень располагает к оптимистическому настрою, все же на государственных должностях стали появляться отдельные люди, которые хотят и могут работать.

Их пока мало, куда больше тех, которые не умеют и не хотят. Но будем надеяться, что осталось совсем немного и в нашей стране наконец-то будут востребованы профессионализм и гражданские качества. Иного пути у нас нет, если мы хотим остаться в истории. Время забвения национальных и государственных интересов должно когда-нибудь кончиться. Решающим фактором в процессе позитивных преобразований должно стать использование достижений науки.

Единственный реальный путь экономического возрождения нашей страны и усиления ее политического влияния – создание современной экономики, наукоемкой промышленности. Этот вопрос становится особенно актуальным в свете новых реалий. Риски должны мобилизовать национальный потенциал, подсказать новые государственные подходы, иначе… Будем надеяться, что этого не случится.

Реален инновационный прорыв

Сегодня всемирно известная финская фирма "Нокия" является ведущим производителем электронных чипов для сотовых телефонов, компьютерных узлов и т.д.

Но возможности традиционной микроэлектроники в плане компактности и разрешающей способности уже исчерпаны. Используя нанокристаллические материалы, можно повысить характеристики чипов. В то же время реализация проекта ЗАО "НаноаморфТехнология" "Применение наноаморфных материалов в нанолитографии" позволит организовать производство значительно более совершенных чипов, чем те, которые являются монополией "Нокии".

По сравнению с колоссальными прибылями, которые может принести реализация этой продукции, затраты на организацию производства ничтожны. Германия уже начала выпускать оборудование для кристаллической нанолитографии. Если его закупить и организовать производство чипов из наноаморфных металлов, наша экономика совершит грандиозный прорыв. Мы будем выпускать инновационный продукт вне конкуренции. А наша страна, уставшая от унизительной бедности и бесконечных угроз, войдет в число государств с передовой экономикой. Как мы знаем из современной истории, еще недавно зависимые и бедные страны, совершившие инновационный прорыв, и обрели большое политическое влияние. Сегодня, как никогда, важно не упустить этот шанс.