Логотип

«ЗНАНИЯ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ПРИОРИТЕТОМ», —

говорит в интервью "ГА" доктор физико-математических наук, декан физико-технического факультета Российско-армянского университета Айк САРКИСЯН

— Г-н Саркисян, система высшего образования в Армении деградирует. Даже в лучших вузах страны процветает коррупция, большинство студентов не настроены серьезно учиться, не ведется подготовка по ряду востребованных специальностей. При нынешнем состоянии системы образования построение инновационной экономики невозможно. Как должны решаться эти проблемы?
— Беда в том, что в современном армянском обществе утрачен приоритет знаний. Если человек, который никогда не учился, сначала получает хороший аттестат, потом хороший диплом и в конце концов занимает престижную должность, значит знания, профессионализм не являются обязательными условиями социального успеха. Но порочные принципы неизбежно ведут к отставанию и полному краху. Многие экономические и другие проблемы давно можно было решить, если бы этими вопросами занимались компетентные люди, болеющие за будущее нашей страны. Но и кадровая политика основывается на порочных подходах. Во всем цивилизованном мире однозначно понимается, что профессионализм – залог успешной карьеры. Если и у нас заработает этот принцип, большинство проблем системы образования решатся сами собой. Уже в самом ближайшем будущем нам придется выбирать между оздоровлением системы ценностей и неизбежным коллапсом.

— Но ведь все-таки есть студенты, которые добросовестно учатся.
— Разумеется, есть и добросовестные, и одаренные молодые люди, обладающие глубокими знаниями. Их немало. Они находят высокооплачиваемую работу в корпорациях, но, к сожалению, многие из них уезжают. И скоро это станет серьезной проблемой для Армении, где все еще не научились разумно распоряжаться профессиональными ресурсами. Но есть и другие факторы, разрушающие приоритет знаний. Посмотрите, какой имидж ученого формируется в сознании общества. Это – бедствующий, униженный человек, который непонятно чем занимается и не может служить примером для подражания. Надо популяризировать научные достижения, развивать в молодом поколении уважение к интеллектуальному труду, внедрять идею того, что знания – обязательное условие развития страны и решения вопросов ее безопасности. Это – задача СМИ. В этом смысле чрезвычайно позитивную роль играет проект "Академия", осуществляемый российским телеканалом "Культура", передачи Капицы и Городницкого. Но наши СМИ не уделяют внимания этим вопросам. Кроме "ГА" ни одна газета в Армении не пишет о достижениях отечественной науки, перспективных разработках. Если наши телеканалы или газеты касаются этой сферы, то лишь для того, чтобы информировать общество о скандалах или рассказать о бедственном положении наших ученых. Хотя в реальности ученые, которые серьезно работают, совсем не плохо зарабатывают, публикуются в престижных журналах, участвуют в международных конференциях, получают гранты и приглашения на работу в зарубежные научные центры. Несмотря на серьезные проблемы, положение ученого в Армении не так плачевно, как это представляют СМИ.

Другое дело, что в советские годы в НИИ было много случайных людей, часть которых до сих пор работает в сфере науки. Но у них нет серьезных достижений и публикаций, их зарплата действительно низкая и зачастую именно эти люди больше всех кричат о катастрофическом положении в науке. СМИ должны уделять как можно больше внимания разработкам, имеющим практическую направленность, вопросам коммерциализации, формировать инновационное сознание общества. Когда Попов и Маркони одновременно изобрели радио, никто не понимал практической ценности этого достижения. Потом в Баренцевом море судно село на мель, экипаж был обречен, но по рации удалось вызвать помощь и всех спасти. Только тогда мир оценил важность изобретения. Таких примеров много. Сначала никто не понимал и ценность разработки транзисторов, но началась эпоха освоения космоса, а на космическом корабле каждый грамм на счету, и тогда ламповые приборы сразу же уступили место легким транзисторным. Сегодня знание, наука, практическое использование результатов исследований — определяющие факторы инновационных прорывов. Мы привыкли считать себя самой интеллектуальной нацией в регионе. Но ситуация меняется. Сегодня по темпам развития науки на первых местах в мире оказались Турция и Иран. Говорить о реальных научных достижениях в этих странах пока не приходится, но если сравнить с состоянием 80-х гг. ХХ в., то колоссальные изменения налицо. Правительства этих стран делают все, чтобы поддержать науку. Бюджет центра по нанотехнологиям университета Билькент в Турции — более 200 млн долл. в год. Ученые имеют высокий статус в обществах этих стран. И это дает результаты. Сборная Ирана заняла первое место на международной математической олимпиаде школьников. Я вижу, как быстро растет уровень и число публикаций иранских ученых. Условия конкуренции быстро ужесточаются. Мы должны сделать все, чтобы выйти на мировой рынок с конкурентоспособной интеллектуальной продукцией.

— Вы сказали, что СМИ должны заниматься популяризацией достижений науки и повышением статуса ученого в обществе. Это действительно так. Но престижность научной деятельности должна подтверждаться достойной зарплатой, государственной поддержкой науки и востребованностью результатов исследований.
— Это обязательные условия, иначе любая пропаганда бессильна. Когда Петра Леонидовича Капицу — члена Лондонского Королевского общества, одного из самых приближенных сотрудников самого Резерфорда, уговорили вернуться в СССР, Сталин немедленно предоставил ему двухэтажный особняк, очень высокую зарплату, и в течение 2 лет был организован институт, который возглавил Капица. Это было реальным, действенным подтверждением позиции государства в отношении науки. Потом, в 70-е гг., П.Л.Капица одним из первых заговорил о коммерциализации научных исследований, необходимости сближения образования и науки и стал одним из организаторов престижнейшего вуза СССР — Физико-технического института, где готовят инженеров-физиков, обладающих глубокими теоретическими знаниями. Когда наша система образования научится сочетать выполнение двух этих задач, будет обеспечено одно из важнейших условий получения конкурентоспособного коммерческого продукта в сфере науки.

Израиль получает 3-4 млрд в год только за разрешение использовать результаты научных исследований плюс доходы от коммерциализации. Общество видит реальную отдачу науки и это способствует повышению статуса ученого и подтверждает приоритет знаний. А мы столько лет говорим об инновационной политике, но когда интеллектуальный продукт выходит за пределы лаборатории, то оказывается, что никто не знает, что делать с ним дальше. Так и не сформировалась инфраструктура по реализации разработок, отсутствует производство, заинтересованное в инновациях, нет менеджеров в сфере высоких технологий. Решение этих проблем — обязательное условие создания современной экономики. Когда система образования будет получать заказы на квалифицированных специалистов, обладающих современными знаниями, ситуация в вузах принципиально изменится, а труд высококлассного специалиста будет достойно оплачиваться. Но чтобы выполнить эти задачи, нужны политическая воля и глубоко продуманная государственная программа развития.

И что еще очень важно — реализацию инновационных проектов должны возглавить люди, готовые взять на себя личную ответственность. Но эти люди не должны пробивать собственной головой глухие стены. Им должны предоставляться особый статус и всяческая государственная поддержка, как это было, например, с Королевым. И хватит государственным мужам бесконечно жаловаться на отсутствие средств, когда речь заходит о любом инновационном проекте. Деньги надо зарабатывать. А мировой опыт свидетельствует, что сегодня самым дорогостоящим является интеллектуальный продукт и те страны, где власть и общество осознали перспективность инновационного развития, сумели вырваться из нищеты, решить не только экономические, но и политические проблемы. Но при выполнении задач такого масштаба госструктуры и чиновники всех рангов должны работать как единый механизм, а не чинить препятствия, как это обычно бывает.

— Сближение образования и науки, подготовка специалистов, обладающих глубокими теоретическими знаниями и одновременно способных решать прикладные задачи, действительно необходимо. Что-нибудь делается в этом направлении?
— Когда в 2000г. академик Эдуард Казарян предложил создать в Российско-армянском университете физико-технический факультет, я не верил, что это возможно. Но вот уже 7 лет этот факультет при всесторонней поддержке руководства университета успешно справляется с поставленными задачами. Сегодня такие академические дисциплины, как квантовая механика, электродинамика и др., приобретают инженерный характер, эти знания используются при разработке передовых технологий. Я надеюсь, что задачи построения наукоемкой промышленности в Армении все-таки будут выполнены и специалистов, которые будут востребованы, нужно готовить. Э.Казаряну удалось организовать базовые кафедры нового факультета в Институте физических исследований НАН РА, пригласить хороших специалистов, наш факультет достаточно хорошо оснащен и сегодня мы можем гордиться не большим числом платных студентов, как теперь это принято, а прекрасной подготовкой наших бакалавров, магистров и аспирантов, многие из которых активно участвуют в исследовательской работе, уже публикуются в международных журналах. Э.Казарян наладил тесные контакты с Южным отделением РАН в Ростове. Теперь наши студенты смогут проходить подготовку в Таганрогском радиотехническом университете, где было закуплено современное оборудование на сумму 100 млн рублей. Налаживаются и другие контакты. Мы ориентируемся на серьезную профессиональную подготовку наших студентов и справляемся с этой задачей. Очень надеюсь, что приоритет знаний будет наконец осознан на государственном уровне, станет основой кадровой политики. Это обязательное условие национальной безопасности.