говорит в интервью "ГА" эксперт по управлению Арутюн МЕСРОБЯН
— Г-н Месробян, мировой финансово-экономический кризис как будто пошел на спад, однако нет никаких гарантий, что он не повторится в ближайшие годы. В чем причина финансово-экономических кризисов?
— Кризисы ХХ века и мировой финансово-экономический кризис ХХI века ярко подтвердили тот факт, что без четкого регулирования рынок стремится к саморазрушению. В смысле финансового инструментария на фондовых рынках было допущено много ошибок. Опасность сегодняшней ситуации в том, что нынешняя система хозяйствования провоцирует новые кризисы. О нестабильности свидетельствуют высокие цены на золото. А так как во время кризиса скачки курса евро к доллару США достигали почти 30%, то в этих условиях самым надежным становится золото. Пока цены на него высоки, говорить о стабильности не приходится. Как уже было сказано, прежняя система хозяйствования себя изжила, но более совершенной модели никто пока что не предложил. Обсуждаемые сегодня меры защиты экономики от мутирующего кризиса, в том числе введение резервных валют, не в состоянии радикально решить проблему. Единственная действенная мера — введение эффективных методов управления и регулирования, что особенно важно, уже на этапе принятия решений.
— Может ли эффективное управление снизить последствия новых кризисов для Армении?
— Разумеется, но необходимо изменить саму модель управления государством, потому что та, которая используется сегодня, объективно неэффективна, плюс целый ряд субъективных факторов. Один из важных критериев эффективности управления – то, как готовятся, принимаются и реализуются решения. Наиболее эффективной считается экспертная модель управления, которая заключается в том, что до принятия решений на уровне властных структур проводится предварительная работа, куда входят сбор необходимой информации; исследования; изучение международного, а не только западного опыта по данному вопросу. Затем путем экспертных оценок рассматриваются возможные проблемы и сложности, и только тогда принимается решение. На этапе претворения решения в жизнь снова рассматривается ряд вопросов: насколько это решение адекватно реализуется, какие коррективы необходимо вводить. А в силу того что эти принципы применимы и к уже реализованным решениям, когда еще экспертное управление не применялось, то их можно использовать практически в любое время.
— Что конкретно следует делать?
— Поскольку значительная часть наших поступлений в бюджет связана с горнодобывающей промышленностью, то риски доходной части бюджета чрезвычайно велики и зависят от скачков мировых цен на металлы, в том числе и на молибден. А в нашей горнодобывающей промышленности преобладает производство продуктов начального передела. От этой стадии до производства товаров конечного потребления энергопотребление производства падает, а потребность в высоких технологиях растет. Именно это необходимо Армении. Если в стране существует вся технологическая цепочка – от производства товаров начального передела до товаров конечного потребления, — ее экономика менее уязвима, особенно в периоды кризисов. Поэтому необходимо диверсифицировать экспорт, решить вопросы обогащения реализуемых металлов и доизвлечения попутных элементов. И так по всей цепочке до производства товаров конечного потребления. Пока этого не делается, хотя о необходимости этих мер говорится давно. Смещение экономики от производства товаров начального передела в сторону товаров конечного потребления делает экономику страны более конкурентоспособной, менее энергоемкой и высокотехнологичной.
Еще одна проблема, которую безотлагательно надо решать: отказ от олигархической системы. В кризисной ситуации особую актуальность приобретает уровень конкурентоспособности экономики государства на мировом рынке разделения труда. В некотором смысле кризисы имеют свои преимущества – укрепляется положение конкурентоспособных и сильных, слабые отсеиваются. Но олигархи всегда работают в льготном режиме, имеют серьезные преференции, что лишает стимулов роста конкурентоспособности. Реальной становится опасность, что при последующих кризисах мы окажемся в числе наиболее уязвимых. Задача государства и управления – максимально снизить факторы риска. Чтобы повысить конкурентоспособность страны на мировом рынке труда, власти должны в самой жесткой форме отказаться от олигархической системы, обеспечить условия, когда наиболее сильные и достойные смогут повысить защищенность и уровень стабильности экономики страны.
— А как отражается на качестве управления формирование правительства по партийному принципу?
— В Армении этот принцип себя не оправдывает, хотя на Западе он широко применяется. Там он имеет давние, сложившиеся традиции. В западных странах действуют серьезные партии, которые формируют для себя теневой кабинет, состоящий из профессионалов. И когда эти партии приходят к власти, у них уже есть организованный профессиональный ресурс. Кстати, существование теневых кабинетов там не воспринимается как нечто антигосударственное. Это звено, обеспечивающее качество государственного управления. В Армении всё по-иному. Поэтому в нашем обществе существует обоснованное предубеждение к партиям. Дело в том, что членство в той или иной партии зачастую определяется не позицией и убеждениями, а определенными выгодами и амбициями. Неудивительно, что в рядах наших партий профессионалов не много. В основном туда идут люди, которые стремятся компенсировать профессиональную несостоятельность теми возможностями, которые предоставит им партия. Поэтому при выдвижении кандидатуры на правительственную должность зачастую не из кого выбирать. Именно в силу этих причин в нашу систему управления так часто попадают некомпетентные, случайные люди. В лучшем случае партия поспешно принимает в свои ряды относительно подходящего человека, который и занимает правительственную должность. Думаю, это результат системных издержек слепого копирования западной модели государственного управления. В Армении необходимо ввести экспертную форму управления, при которой проблема профессионализма решается методологически.
— В чем методологическая суть экспертного управления?
— Для улучшения качества управления применяется система фильтров, подход, комплексно обеспечивающий национальную безопасность: продовольственную, экологическую, военную и т.д.При экспертной системе управления, после того как управляющий орган принимает предварительное решение, оно направляется на системную экспертизу, где рассматриваются вопросы безопасности в разных аспектах. Для этого используются независимые структуры, которые специализируются на экспертной оценке по каждому направлению безопасности. Полученные данные анализируются, на выходе возможны 3 варианта: решение однозначно удачное, решение однозначно неудачное и решение условно удачное, которое может применяться при определенных поправках и оговорках.
— Какие преимущества имеет такая система управления?
— Резко сокращается бюрократический, в том числе правительственный аппарат, который сегодня во многом занят утверждением своей значимости и получением корпоративных и личных преференций. А при экспертной форме управления правительство выполняет всего 2 функции: контроль за исполнением решений совместно с независимыми экспертными организациями и текущее регулирование.
Значительно сокращается и количество структурных подразделений в системе государственного управления. При экспертном управлении необходимость, например, в Министерстве экологии просто отпадает, так как функция экологической безопасности — чисто экспертная функция. По идее, развитие экономики и экологическая безопасность порой две антагонистические функции. Однако при нынешней системе государственного управления Министерство экологии и Министерство экономики практически не имеют серьезных разногласий, так как находятся в одной пирамиде власти и подчиняются одним и тем же людям. Кроме того, в результате этих изменений ощутимо сократится расходная часть бюджета.
— В каких странах используется экспертная система управления?
— В той или иной форме экспертная система управления работает в Новой Зеландии, во многих странах Запада. Противовесы в системе государственного управления создаются в основном на уровне оппозиционных партий и общественных движений. Однако есть опасения, что в Армении эта система может стать очередной профанацией западной модели управления.
— Какой статус экспертной структуры наиболее эффективен в Армении?
— Можно обсудить различные подходы и выбрать наиболее эффективную форму: ООО, ЗАО, ОАО или какая-то специфичная форма. Во всех случаях необходимо обеспечить следующие условия: эксперты не должны состоять ни в какой политической партии; к экспертизе должны привлекаться и классные специалисты диаспоры. У нас нет особых проблем с классными специалистами во всех профессиональных областях. И когда в Армении жалуются, что нет профессионалов, то проблема скорее в тех людях, которые их якобы ищут. Почему-то все страны мира легко находят профессионалов-армян, а в Армении их не хватает.
С целью обеспечения независимости экспертных организаций источником их финансирования может служить специально созданный фонд, который будет работать по принципу фонда "Армения". Принцип экспертного управления государством должен быть прописан в Конституции РА в статусе неизменяемой нормы.
Любые концептуальные изменения государственного управления, в том числе и уход от олигархической экономики, в Армении можно осуществить только при наличии политической воли первого лица государства. При нынешней системе управления государством другого относительно безболезненного решения просто не существует.
