говорит в интервью "ГА" и.о. ректора Государственного педагогического университета им. Х.Абовяна доктор исторических наук, профессор Рубен МИРЗАХАНЯН
— Г-н Мирзаханян, несколько месяцев назад вы стали и.о. ректора вуза, который еще в советские годы считался одним из наиболее коррумпированных. Были ли предприняты меры по устранению негативных явлений?
— Я работаю в этом вузе уже 30 лет и прекрасно знаю ситуацию изнутри. Не стану утверждать, что всё было идеально, но я категорически не согласен с тем, что наш вуз был одним из наиболее коррумпированных. Дело в том, что ни профессия учителя, ни наш Армпед, ныне Педагогический университет, никогда не считались престижными, хотя профессия учителя наиболее важная. К нам всегда поступал совершенно определенный контингент. В основном молодые люди, которые по своей подготовке не тянули на более престижные вузы, дети из малообеспеченных семей, которые в условиях коррупции, имевшей место и в советские годы, не могли рассчитывать на поступление в престижные вузы. Те, кто может и предпочитает платить, а не получать знания, поступают не к нам. Но негативные явления были. Став и.о. ректора, я имел жесткие и конкретные разговоры с преподавателями по данной проблеме. Это явление сложное, бороться с ним трудно, но я сделаю все, чтобы организовать здоровый учебный процесс.
— Что делается для повышения качества обучения?
— Это одна из наших важнейших задач. Известно, что профессиональный уровень многих учителей оставляет желать лучшего. Поэтому мы наметили целый комплекс мероприятий по повышению качества обучения. Еще 4 месяца назад у нас преподавал 1 академик. Сейчас их 5. Число преподавателей самой высокой квалификации будет расти. Мы намерены привлекать к учебному процессу лучших специалистов республики. И что еще очень важно, специалисты высокого уровня обычно не идут на сделки с совестью. Используются и другие возможности, в том числе и материальные стимулы для организации эффективного образовательного процесса. Я уверен, нам удастся выполнить эту задачу. Но уже сегодня у нас есть блестящие студенты, которых не меньше, чем в самых престижных вузах.
— Что делается для решения социально-экономических проблем ваших преподавателей и студентов?
— В течение ноября-декабря наши преподаватели получили 5 зарплат. В ближайшее время их зарплата возрастёт на 40%. Создана система поощрения для лучших студентов. Существенно увеличены скидки на плату за обучение, в том числе и на заочное.
— Откуда средства?
— Каждый вуз располагает определенными средствами, но лишних денег ни у кого нет. У нас работают 1600 преподавателей. Увеличение их зарплаты на 40% — очень серьезная нагрузка на бюджет вуза. Вопрос в приоритетах. Где-то считается приоритетным строительство, где-то – ремонт. Я считаю первостепенным решение социальных вопросов преподавателей и студентов.
-Изменились ли учебные программы с появлением старшей школы?
— Сегодня все школы работают по новым программам. Другой вопрос – насколько эти программы соответствуют поставленным задачам. Думаю, программы нуждаются в доработке, они должны стать более содержательными. Очень важен и вопрос учебников.
— Ваш университет занимается подготовкой учебников?
— Это очень важный вопрос, и я надеюсь на его широкое обсуждение. Гонорары за подготовку школьных учебников очень высокие. Но тут у нас еще есть определенные проблемы. В советские годы все учебники разрабатывались в Москве в ведущих методических центрах и переводились на языки союзных республик. В нашем случае исключение составляли только арменоведческие дисциплины, по которым учебники подготавливались в Армении. Проблема в том, что у нас еще не вполне сформировалась традиция по разработке учебников по большинству дисциплин. Поэтому к учебникам по некоторым предметам предъявляются обоснованные претензии. Но уровень учебников значительно повышается, и в ближайшее время они будут удовлетворять необходимым требованиям. Думаю, в подготовке учебников примут участие ведущие специалисты Армении. А сотрудники нашего университета не только занимаются этой работой, но и являются авторами некоторых учебников.
— Как изменились требования к учебникам старшей школы?
— Главное – соответствие международным стандартам и интегрированность в европейское образовательное пространство. Ведь само понятие старшей школы заимствовано у европейской системы образования.
— А мы не слишком увлекаемся зарубежными стандартами, моделями, рейтингами, согласно которым практически все вузы постсоветского пространства занимают непрестижные места? Тем не менее специалисты, подготовленные "непрестижными" вузами, в том числе и в Армении, нередко находят работу в ведущих зарубежных научных центрах…
— И все-таки работу за рубежом находят именно те, кто соответствует международным стандартам, хотя наша задача – готовить высококлассных специалистов для своей страны.
— Разрабатывается ли вашим университетом национальная доктрина реформирования образования?
— Эта задача входит в наши планы.
— Какой процент ваших студентов поступает в Педагогический университет по призванию? Ведь это так важно для учителя.
— Разумеется, по педагогическому призванию поступают далеко не все. Наша задача — в процессе обучения воспитать в студентах любовь к детям, школе, профессии учителя. Думаю, в большинстве случаев это нам удается.
— В новое время вузы практически отказались от воспитательной функции. Насколько это нормально, когда в обществе сменилась система ценностей, возникли серьезные нравственные проблемы? Мы живем в условиях угрозы войны и ряда других очень серьезных вызовов. Нужно воспитывать патриотов, нравственно здоровое поколение, людей, уважающих свою нацию и страну. Что делается вашим вузом в этом направлении?
— У нас есть проректор по воспитательной работе, поддерживаются связи с воинскими частями, ведется нравственное и патриотическое воспитание. Другое дело, что эта работа не носит системный характер, как это было в советские годы. Тогда воспитательные вопросы разрабатывались единым центром. Но в условиях демократического государства это практически невозможно.
— Профессия учителя самая важная. Достаточно вспомнить слова Бисмарка о том, что войну выиграл прусский учитель. К сожалению, у нас эта профессия остается непрестижной. Что делается для того, чтобы она заняла адекватное место в представлениях общества?
— Зарплата школьных учителей постоянно растет. Большое внимание уделяется повышению профессионального уровня учителей и качества школьного образования. Учителя, в том числе и сельские, успешно овладевают новыми знаниями, современными технологиями обучения, техническими средствами. Проводится аттестация педагогов, и те, кто не хочет потерять работу, будут постоянно повышать свой профессиональный уровень, что, несомненно, повысит общественный статус учителя. Но пока в общественном сознании не будет восстановлен приоритет знаний, профессия учителя не станет престижной.
— Школьный учитель должен быть в курсе последних достижений науки, формировать у учеников интеллектуальные интересы, выполнять задачи профориентации. Как решаются эти задачи?
— Уже в этом году у нас начнут читать лекции крупные ученые из США, России и других стран. При нашем университете предполагается создание небольших исследовательских центров. Все это будет способствовать повышению профессионального уровня будущих педагогов, а они в свою очередь смогут формировать у своих учеников интеллектуальные интересы.
— Сектантство стало серьезной угрозой духовности и единству нации. Несомненно, что сектанты есть и среди ваших студентов. Если такой человек придет в школу, это будет иметь крайне опасные последствия. Как вы решаете эту проблему?
— Как свидетельствует опыт, притеснения и репрессии дадут скорее обратный эффект. Нужно повышать авторитет и активизировать деятельность Армянской Апостольской Церкви, работать с населением, в первую очередь — с молодым поколением. Практически каждый человек испытывает внутреннюю потребность в вере, высокой духовности. Поэтому жертвами сект становятся неверующие. Поддавшись на пропаганду ложных ценностей, они впадают в губительное заблуждение. Задача каждого преподавателя любого вуза — довести до сознания молодежи, что сектанты не представители другой веры, а люди, которые бесконечно далеки от Бога. Большинство сектантов не понимают, что, выполняя заказ своих зарубежных хозяев, они становятся проводниками антинациональных идей, разрушителями духовных основ нации. Наш вуз тесно сотрудничает с Эчмиадзином, в состав совета нашего университета входит архиепископ Навасард, разрабатывается программа, по сохранению духовного единства нации. Я глубоко убежден, что армянский учитель должен быть не только прекрасно образованным, но и глубоко верующим человеком. Только в этом случае мы сможем вырастить достойное поколение – людей, обладающих современными знаниями, духовно защищенных от разрушительных антинациональных влияний.
