Логотип

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА В ОЖИДАНИИ ЗАКОНА

26 апреля исполнилось 25 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС, которая считается самой крупной техногенной и социальной катастрофой ХХ века. В странах СНГ 26 апреля объявлено Международным днем памяти жертв радиационных аварий. В результате Чернобыльской катастрофы произошел длительный выброс в атмосферу радиоактивных веществ, что обусловило достаточно сильное радиационное воздействие практически на всю территорию Северного полушария. Распространению радиации способствовали и метеорологические условия. Загрязненные облака из Чернобыля воздействовали не только на Европу, но и Канаду, Японию, США.

НЕСМОТРЯ НА ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ УДАЛЕННОСТЬ АРМЕНИИ ОТ МЕСТА АВАРИИ, ее последствия испытала и наша республика. Более 3000 армян приняли участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Решением правительства СССР в 1986 году были созданы системы наблюдения и контроля за состоянием здоровья лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии. На базе Научного центра ожогов и радиационной медицины в Армении были организованы отделения радиационной медицины и радиационной безопасности, а также лаборатория радионуклидной диагностики и другие подразделения, выполняющие большую научную и практическую работу, связанную с последствиями радиационных воздействий. Действовало также реабилитационное отделение в Иджеване, которое в период Карабахской войны было превращено в госпиталь, но впоследствии не было восстановлено в прежнем статусе. Коллектив Центра радиационной медицины (ЦРМ) был удостоен многих наград Армении, Украины, золотой медалью им. академика Легасова и др.

Сегодня на диспансерном учете в ЦРМ состоят 2,5 тыс. ликвидаторов из Армении. Ежегодно они проходят медицинское обследование, а при необходимости стационарное лечение.

— В ИМЕЮЩЕМСЯ У НАС БАНКЕ ДАННЫХ СОДЕРЖИТСЯ ВСЯ ИНФОРМАЦИЯ о состоянии здоровья ликвидаторов, что позволяет не только реально оценить тенденции, но и разработать стратегию и тактику диспансерного наблюдения и лечения этого контингента, — говорит заместитель директора Центра радиационной медицины и ожогов доктор медицинских наук Николай ОГАНЕСЯН. — Опыт медицинских наблюдений за людьми, испытавшими на себе воздействие радиации, несколько изменил традиционные представления. После Чернобыльской аварии предполагалось, что заболеваемость лейкозом достигнет 3–4 %, однако эти прогнозы не подтвердились. Случаев заболевания лейкозом оказалось значительно меньше. Среди онкологических заболеваний наиболее часто отмечался рак щитовидной железы у детей. Онкологические заболевания у взрослых выявлялись спустя несколько лет. В первые годы после аварии у ликвидаторов и населения зоны радиации отмечалось большое число функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и т.д., которые со временем перешли в органические нарушения – гипертонию, ишемическую болезнь сердца и др.

Как показал опыт наших наблюдений и исследований, чрезвычайно важным фактором явился сильнейший стресс, который перенесли ликвидаторы аварии и население, оказавшееся в зоне бедствия. В ЦРМ была разработана трехэтапная система работы с этим контингентом, включающая ежегодное диспансерное обследование, затем при необходимости стационарное лечение и реабилитационный период. Обследование и стационарное лечение ликвидаторов осуществляется в рамках госзаказа, однако госзаказ не распространяется на приобретение необходимых препаратов за пределами медучреждения. По имеющимся у нас подтвержденным данным, из более чем 3000 армянских ликвидаторов Чернобыльской аварии за прошедшие 25 лет от тех или иных заболеваний умерло порядка 200 человек, но по данным Союза Чернобыля их 400. Мы не занимались детьми, рожденными от ликвидаторов Чернобыльской аварии, их наблюдали и лечили педиатры, однако известно, что 30% этих детей страдают физическими и умственными нарушениями.

СУДЬБЫ ЛИКВИДАТОРОВ СЛОЖИЛИСЬ ПО-РАЗНОМУ. Некоторые из них работают и занимают высокие должности в МЧС, системе гражданской обороны и других структурах. Однако значительная часть их оказалась в достаточно сложной ситуации. Проблемы начались сразу же после возвращения из Чернобыля, в том числе и на уровне семьи. Ликвидаторов сторонились многие, даже самые близкие люди, считали, что они являются источниками излучения. Среди этого контингента было много разводов. На самом же деле, как показали данные исследований, люди, побывавшие в зоне радиации, были абсолютно безопасны для общества. После возвращения из Чернобыля все они проходили в ЦРМ радиационный контроль и ни у одного из них не было выявлено накопления радиационных веществ в организме. Как я уже говорил, очень серьезной проблемой ликвидаторов стал психологический стресс, который отягощался сложными социально-экономическими условиями. Буквально через два года после Чернобыля Армения вступила в полосу тяжелых испытаний. В суровые 90-е годы не хватало лекарств. Ликвидаторы не могли получать лечение в необходимом объеме. Многие из них не имели работы, испытывали большие лишения, что еще более усугубляло их психологическое состояние и провоцировало развитие соматических заболеваний.

Я УВЕРЕН, ЧТО СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ МОЖНО БЫЛО ЗНАЧИТЕЛЬНО СМЯГЧИТЬ, если бы своевременно был принят закон о ликвидаторах этой аварии. Многие из них действительно оказались в очень сложных условиях, не имеют средств, чтобы просто доехать до Еревана и пройти плановое обследование. Они ощущают себя забытыми и обделенными, требуют льгот на коммунальные платежи, проезд в транспорте, приобретение лекарств и т. д. Но только сейчас, спустя 25 лет после аварии необходимый закон, вероятно, все-таки будет принят.

Хотелось бы сказать несколько слов о результатах исследований в области радиационной медицины и биологии. На протяжении четверти века в ЦРМ проводились исследования по медицинским последствиям радиационных воздействий. Нашими сотрудниками опубликовано большое количество статей и монографий по различным медицинским аспектам этой проблемы. Мы постоянно участвуем в научных форумах, где докладываем о результатах исследований.

Что касается воздействия радиации на человеческий организм, то в отношении малых доз в научном сообществе существуют три различные точки зрения. Согласно одной из них, малые дозы радиации не оказывают никакого воздействия на организм, и этой точки зрения придерживаются представители классической радиобиологии. Согласно другой точки зрения, малые дозы далеко не безвредны и приводят к негативным последствиям в отдаленном периоде. И, наконец, согласно третьей точки зрения, малые дозы радиации полезны для организма, и эти данные подтверждаются исследованиями в США, Англии и России. Сторонники этой точки зрения считают, что под влиянием малых доз радиации усиливаются иммунологические процессы, организм лучше сопротивляется патологическим изменениям. И это подтверждается данными исследований сотрудников АЭС, где заболеваемость и смертность ниже, чем у обычного населения, — сказал Н. Оганесян.