Логотип

«ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЛУЧШАТ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ», —

— Г-н Арутюнян, в СМИ было много сообщений о предполагаемом сотрудничестве Бюраканской астрофизической обсерватории с российскими научными и научно-техническими организациями в области обнаружения космического мусора. Что такое космический мусор и какую опасность он представляет?
— За годы освоения космоса на орбиту Земли было запущено большое количество искусственных спутников, срок службы которых давно истек, они не работают, в результате старения металла распадаются на куски, которые сталкиваются друг с другом, появляются новые обломки, и количество мусора увеличивается. Источниками космического мусора становятся и последние ступени ракетоносителей. В результате на орбите Земли накопилось 6000 тонн металла. Согласно имеющимся прогнозам, если не принимать действенных мер, то к 2020-2030 годам космический мусор станет серьезной проблемой для дальнейшего развития космических исследований.

Предполагается, что мы сможем активно участвовать в этой программе. Но перспективы этого сотрудничества не всегда адекватно освещаются в прессе. Опубликованная информация нередко оказывается либо неполной, либо недостаточно точной. Поэтому, пользуясь случаем, хотел бы сделать некоторые уточнения. Во-первых — о тех организациях, с которыми сотрудничает Бюраканская обсерватория по этой тематике. Следует отметить, что переговоры с российской стороной начались по инициативе представительства Россотрудничества в Армении и его руководителя Виктора Владимировича Кривопускова, который всячески поддерживает это начинание. Кроме того, очень часто в публикациях фигурирует название "Роскосмос", и создается впечатление, что обсерватория сотрудничает именно с этим агентством. Здесь, может быть, есть и моя вина, потому что я часто отмечаю, что такая работа очень важна именно для этого агентства. Но на самом деле переговоры ведутся с Институтом прикладной математики имени Келдыша Российской академии наук, который является международным лидером по данной тематике и инициатором организации международной сети наблюдательных мощностей.

— Ведутся переговоры или подписан договор?
— Иногда ситуация представляется так, будто договор уже подписан и ведутся работы по этому направлению. Более того, мне даже приходилось слышать, якобы по этому договору выделена какая-то сумма денег и Бюраканская обсерватория их уже получила. Но недавно мы получили только проект договора, который находится на стадии согласования. Хочу также отметить, что в проекте договора перечисляются те области, в которых намечается сотрудничество нашей обсерватории с российским Институтом прикладной математики, а также с третьей стороной – российским ЗАО "НПП Проект-Техника". Именно эти организации являются нашими партнерами в осуществлении наблюдательного проекта, обсуждения которого начались примерно полтора года назад.

— А какие работы предполагается осуществить по этому договору, если он наконец будет подписан?
— В Бюраканской обсерватории мы должны организовать наблюдения с целью обнаружения и исследования естественных и антропогенных объектов, которые представляют определенную угрозу как для космических кораблей, так и для земной цивилизации. А это в свою очередь требует как модернизации наших телескопов, так и установки новых. В проекте договора есть пункт, согласно которому предусмотрено изготовление трех новых телескопов российской стороной по их же разработкам и монтаж этих телескопов на территории Армении. А это означает, что должна быть подготовлена необходимая площадка для развертывания этих наблюдательных мощностей, обеспечены электроснабжение, интернет, условия для работы и отдыха инженеров и наблюдателей и т.д. Предусмотрена также модернизация наших больших телескопов и их обеспечение новыми светоприемниками. Однако ни объем необходимых работ, ни размеры финансирования пока не уточнены.

— А финансирование чисто прикладных работ, какими являются наблюдение и обнаружение космического мусора, не помешает традиционно проводимым Бюраканской обсерваторией фундаментальным исследованиям? Тем более что фундаментальная наука в Армении финансируется, мягко говоря, не очень щедро. Не произойдет ли отток исследователей из фундаментальной науки в прикладную?
— К сожалению, уже сейчас большинство молодых научных сотрудников вынуждены искать вторую работу, чтобы покрыть первостепенные нужды. В лучшем случае они выполняют компьютерные работы. Но в данном случае, мы надеемся, наши молодые сотрудники будут зарабатывать больше, применяя свои профессиональные знания и навыки астрономов, которые будут совершенствоваться благодаря этой работе. Дело в том, что для фундаментальных исследований нужны те же данные, которые необходимы для выполнения прикладных работ. Поэтому мы надеемся, что эта работа даже улучшит их профессиональный уровень и повысит эффективность в области фундаментальных исследований.

— Все это звучит достаточно оптимистично. Но когда же наконец начнутся эти работы, ведь договор пока не подписан?
— Естественно, что в скорейшем подписании договора больше всего заинтересована наша обсерватория. Но все, что связано с финансами, делается не очень быстро. Более того, в данном случае вступают в соглашение организации из разных стран, в результате возникают проблемы, без решения которых проект не может быть осуществлен. К счастью, Российско-армянский центр инновационного сотрудничества и руководитель представительства не только всячески способствуют решению этих вопросов, но и зачастую упрекают нас в том, что мы недостаточно активно работаем в этом направлении. Поэтому, даже не зная времени реализации этого проекта, мы надеемся, что все вопросы достаточно скоро решатся.