УЖЕ ЧЕРЕЗ 2 ГОДА ПРИОБРЕТУТ ЮРИДИЧЕСКУЮ СИЛУ И ТЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ, которые касаются именно судебной системы. В частности, председатели судов первых и апелляционных инстанций больше не будут назначаться на должность пожизненно, а лишь на 3 года. Впрочем, в назначениях судей, в том числе и председателей разных судебных инстанций, решающую роль приобретает Высший совет судей, который заменит действующий Совет юстиции. 2 года — небольшой срок и можно было подождать, пока на основании Конституции будут сформированы новые конституционные подразделения и начнется реформирование судебной системы. Однако складывается совершенно иная картина.
На днях стало известно, что подал прошение об отставке председатель Уголовного апелляционного суда Тигран Саакян, известный своей грамотностью, корректностью и объективностью. Качества, крайне важные для судьи. До последнего времени ничто не предвещало, что через 2 года он не будет переизбран сроком на 3 года: по истечении этого срока он как раз приблизился бы к пенсионному возрасту. Но получилось по-другому. Теперь уже экс-председателю не придется дожидаться лучших времен, а остается довольствоваться должностью рядового судьи того же суда. Естественно, никаких объяснений в этой связи не последовало, хотя вряд ли Саакяну надоела карьера. Если бы устал от юриспруденции, он попросту покинул бы судебную систему.
Кстати, в тот же день, насколько нам известно, подал в отставку и председатель суда общей юрисдикции Нор Норк, Аван Самвел Узунян, назначенный на эту должность аж в 2004 году. Опять же безо всяких объяснений. Кстати, именно он вел громкий процесс по делу «27 октября» и должность председателя суда получил после этого.
Добавим, что на уже вакантную должность председателя Уголовного апелляционного суда прочат молодого судью Вазгена Рштуни с репутацией авторитетного юриста. Будучи судьей первой инстанции, он перешел в систему прокуратуры, где не прижился, и вернулся уже с повышением в Апелляционный суд в качестве перспективного кадра.
МЕЖДУ ПРОЧИМ, ЗА ДВА ДНЯ ДО ЗАЯВЛЕНИЙ ОБ ОТСТАВКЕ ДВУХ председателей судов в социальных сетях появились фотографии и Саакяна, и Узуняна, и Рштуни, где их называют «людьми Давида Арутюняна» и кандидатами на освобождающееся летом кресло председателя Уголовной палаты Кассационного суда вместо уходящего на пенсию Давида Аветисяна.
У нас давно стало практикой, что при назначении на должность звучит множество разъяснений насчет того, почему выбрали именно этого человека, обещают, что вновь назначенный чиновник всю жизнь будет работать честно, публично и прозрачно. Но, когда те же чиновники подают в отставку, моментально забываются былые слова, обещания и даже элементарная этика государственной службы. Предпочитают отмалчиваться, оставляя комментарии журналистам. А если при этом журналист выбирает не самую приятную для отставника версию, еще и обижаются.
И это понятно. Молчание лишний раз доказывает, насколько чиновники зависимы и скованны в своих действиях. Пожелаем им побольше решительности. В некоторых ситуациях она им точно пригодится.