Логотип

ГАЗЕТУ ВЫЗЫВАЮТ В СУД

В последние год-два в судебной практике Армении появилась тенденция — подавать иски против средств массовой информации. Примеров подобной активности набралось уже около десятка.

Одним из пионеров стала газета "Еркир", которая еще в 2009 году обратилась с иском против коллег скандально известной, но недолго просуществовавшей газеты "Свободомыслие". Последняя в одной из публикаций некорректно отозвалась об авторе "Еркира", и "Еркир" потребовал опровержения и извинений. Обоснованный иск в принципе был удовлетворен — судья Гаяне Караханян своим решением обязала »Свободомыслие» опубликовать опровержение, но газета на тот момент уже закрылась. Отметим, что иск "Еркира" отличается от всех, последующих тем, что в нем не оговаривалось требование денежной компенсации за оскорбление и моральный ущерб.

ВО ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ТЯЖБАХ ИСТЦЫ ТРЕБУЮТ ВНУШИТЕЛЬНОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ КОМПЕНСАЦИИ, а не только опровержения сведений, порочащих их честь, достоинство и доброе имя. Так, уже дважды иски против газет подает семья второго президента Р.Кочаряна. Весной 2009 года в суд общей юрисдикции административных районов Кентрон и Норк-Мараш с иском против "Айкакан жаманак" на сумму 16 млн драмов обратился младший сын Роберта Кочаряна Левон. Причина — в феврале того же года на страницах газеты появилась информация, что Л.Кочарян с другом якобы были задержаны Дубайской полицией за хулиганское поведение в нетрезвом состоянии. Тяжба прошла три судебные инстанции и продлилась около года. В результате иск был удовлетворен частично — газету обязали выплатить истцу 3,5 млн драмов.

А в декабре прошлого года иск аналогичного содержания (за оскорбление чести и достоинства), но уже против газеты "Жаманак" подали Белла и Седрак Кочаряны с требованием выплаты 6 млн драмов и опровержения публикаций о причастности семьи Кочарян к фармацевтическому бизнесу, о том, что им принадлежит сеть аптек "911" и что под их патронажем находятся работающие на рынке лекарств компании "Ликвор", "Фарматекс" и "Комстар". В этой же газете была помещена информация о приобретении Седраком Кочаряном алмазного рудника в Индии. Первое судебное заседание по данному иску не состоялось и было перенесено на 1 февраля.

ПОХОЖЕ, ЧТО ФЕВРАЛЬ БУДЕТ "ГОРЯЧИМ" ПО ЧАСТИ ПРЕТЕНЗИЙ К СМИ. В этом месяце все в том же суде общей юрисдикции столичных административных районов Кентрон и Норк-Мараш должны состояться предварительные слушания по трем искам, поданным против газеты "Аравот". 4 февраля назначено слушание по первому иску ООО "Центр сердечной аритмологии" (ЦСА) по поводу статьи "Заплатили за 10 лет жизни, получили 7", опубликованной в прошлом ноябре. Истец требует компенсации в размере 1000-кратной минимальной зарплаты и публикации опровержения.

9 февраля ЦСА будет оспаривать статью от 1 декабря 2010 года "А где осталась клятва Гиппократа?". Считая, что сведения порочат честь, достоинство и репутацию организации, истец требует выплаты компенсации в размере 20000-кратной минимальной зарплаты, а также оплаты расходов за услуги адвоката в размере 300000 драмов. Отметим, что представлять "Аравот" по этим двум искам будет адвокат Карен Межлумян. А 16 февраля с "Аравот" "скрестит шпаги" Славик Амирян по поводу статьи "В Горисе минимальная зарплата 20000 драмов", опубликованной 26 октября. Он также требует компенсации и опровержения приведенных газетой сведений.

В этом ряду стоит отметить и иск трех известных предпринимателей — Самвела Алексаняна, Левона Саркисяна и Рубена Айрапетяна — против газеты "Айкакан жаманак". Компенсация за причиненный моральный ущерб оценивается ими в общей сложности в 7,5 млн драмов. То есть на каждого по 2 млн плюс полмиллиона драмов на судебные расходы. Все трое также требуют опровергнуть информацию о том, что их имена якобы фигурируют в ряде возбужденных в России уголовных дел.

Большой интерес общественности вызывает затеянный сектой "Свидетели Иеговы" судебный процесс против Общественного телеканала и ведущего телепрограммы "Угол зрения" Г. Алтуняна. Подробно об этом "ГА" рассказывал в январе. Иеговисты требуют извинений, "сопровождаемых" внушительной компенсацией в размере $100000. Впрочем, этот судебный процесс имеет свою специфику и, по понятным причинам, отличается от вышеперечисленных.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЕСЛИ АКТИВНОСТЬ ГРАЖДАН, НЕ ДОВОЛЬНЫХ ПУБЛИКАЦИЯМИ, пойдет по возрастающей, то некоторые СМИ рискуют просто обанкротиться. Хотя сам факт того, что в Армении родилась и развивается традиция решения возникающих с прессой споров в судебном порядке, а не кулаками или поджогами редакций, как было в недалеком прошлом, радует. Это будет способствовать, с одной стороны, становлению судебной системы, пока не слишком опытной в подобных спорах. А с другой стороны, пресса станет с большей ответственностью относиться к напечатанной ею информации, что до сих пор имело место не всегда: наказание рублем — фактор очень эффективный.