Логотип

В каждую пятницу в 3 часа дня у военного прокурора часы приема граждан. На прием могут попасть все желающие, без каких-либо ограничений. В эти дни к Геворгу Костаняну, как правило, приходят родители обвиняемых. Прокурор принимает также и родителей военнослужащих, погибших в мирное время в армии в разные годы. Последние требуют справедливого расследования обстоятельств гибели их сыновей. Приходят их адвокаты для предметного обсуждения, в кабинет Г.Костаняна также приглашаются прокуроры и следователи, участвующие в конкретных делах. Ведь, как известно, вскоре после своего назначения военный прокурор дал обещание провести всестороннее расследование по этим трагическим случаям.

— Г-н Костанян, "ГА" внимательно следит за ситуацией вокруг нового расследования армейских дел со смертельным исходом. В частности, дела о гибели при невыясненных обстоятельствах Т.Оганджаняна (как нам известно, на днях по этому делу был проведен следственный эксперимент с вашим участием), А.Акопяна, А.Аветисяна и т.д. Имеются ли на сегодняшний день какие-либо новые результаты?
— Определенные подвижки, конечно же, есть. Во-первых, по этому и каждому и названных дел (и не только) проводятся тщательные расследования. Надзор над следствием осуществляется мною лично. И нет таких вопросов, которые не стали бы предметом обсуждения. К сожалению, это те преступления, с момента совершения которых прошло очень много времени — в некоторых случаях более 10 лет. А за такой долгий срок расследование и раскрытие любого преступления затруднено и может даже зайти в тупик. Ведь если на начальной стадии, в частности, во время осмотра места происшествия не фиксируются все доказательства, все возможные улики, то дальнейшая работа крайне затруднена. Это ключевой момент для следствия по любому делу, требующий досконального подхода. Не говоря уже о свидетелях, которые за такой срок забывают детали, способные оказаться существенными для итога дела. По делу Оганджаняна сейчас путем следственных экспериментов мы пытаемся добиться максимального воспроизводства всех деталей преступления. Хотим разобраться, как все было на самом деле? Для этого нами используются все возможные ресурсы. По данному делу мною даны соответствующие распоряжения следователю Левону Петросяну и надзирающему прокурору Карену Арутюняну. Расследование ведется достаточно активно и, хочу верить, окажется результативным.

— В какие сроки, на ваш взгляд, может уложиться следствие? Как долго еще несчастным родителям ждать справедливости?
— Называть конкретные сроки преждевременно. Каждый день может выявить какую-то новую деталь преступления. Полностью понимаю родителей. У них нет чувства удовлетворенности и справедливости. Но хочу отметить, что следственная работа ведется независимо от того, есть ли жалобы со стороны родителей, родственников или нет. Во всяком случае как военный прокурор могу заверить, что ни одно преступление в армии не останется безнаказанным. Если есть преступление — будет и наказание.

— Вы первый представитель правительства Армении в Европейском суде по правам человека. Будучи назначенным на должность военного прокурора, вы остались и на этом государственном посту. Насколько, по-вашему, логично совмещение этих ответственных и столь различных должностей?
— Не только логично, но и полезно. Представителя правительства РА в Евросуде выбирает и назначает правительство независимо от занимаемых им должностей. Я являюсь нашим представителем в Страсбурге с 2004 года. А то, что военный прокурор является представителем в Евросуде, имеет и тот плюс, что при расследовании военных преступлений мы смотрим на них в конечном итоге имея в виду возможность обсуждения этих дел в Европейском суде. В свою очередь это может способствовать тому, что в будущем наши военные дела не будут доходить до Евросуда.

Кстати, раз уж мы заговорили о Евросуде, отмечу, что 7 июня я еду в Страсбург для участия в сессии Комиссии министров Совета Европы, где будут обсуждаться решения Евросуда по нескольким делам против Республики Армения и их исполнение. В том числе речь пойдет о деле А1+. Как вы, наверное, помните, ООО "Мелтекс" обратилось в Евросуд, считая, что Комиссия по телевидению и радиовещанию недостаточно обосновала и аргументировала отказ в предоставлении лицензии телеканалу А1+. Евросуд, как известно, в свое время своим решением обязал государство выплатить истцу $30 тыс., что и было выполнено в установленный срок.

— Сегодня мы оказались перед серьезной проблемой разрушения института следователей. А ведь следственный процесс зависит в первую очередь от них, от их профессионализма. Согласны ли вы с этим и какими мерами, на ваш взгляд, можно поднять уровень следствия?
— Проблема профессионализма кадров очевидна. Среди следователей много новичков, и должно пройти время, чтобы они "дошли" до должного профессионального уровня. Но поскольку, согласно законодательству, прокуратура надзирает над законностью следственного процесса, это дает возможность хоть и не в полной мере, но все-таки компенсировать недостаток профессионализма следователей. К тому же я бы не сказал, что эта проблема носит массовый характер. И касается она не только следователей, но и остальных государственных чиновников. Я бы не стал отделять проблему отсутствия профессионализма следователей от той же проблемы, например, других служащих правоохранительной системы.

— Помнится, вы были назначены на должность военного прокурора 13 января. Вы не суеверны?
— Нет. К тому же, учитывая, что 13 января отмечается Старый Новый год, считаю — это к добру.

— Вас называют одним из наиболее вероятных претендентов на пост генерального прокурора. Что скажете на этот счет?
— Во-первых, я не могу комментировать вопросы, которые абсолютно не зависят от меня. Не говоря уже о том, что в республике есть действующий генпрокурор и говорить сегодня о его возможных преемниках нелогично и неэтично. Считаю, что мне на своей должности военного прокурора еще очень многое предстоит сделать.