Логотип

10 ЛЕТ НА СЛЕДСТВИЕ С ТРЕМЯ ФИГУРАНТАМИ. БУДЕТ ЛИ РЕЗУЛЬТАТ?

Прокурор Грачья АЙВАЗЯН пошел на повышение. Из отдаленного зангезурского гарнизона он переведен в центральный аппарат Военной прокуратуры. Предполагается, что прокурор удостоился повышения за многолетний опыт плодотворной работы, сопровождаемой высокой раскрываемостью преступлений в армии. Хорошо бы. Но вот одно расследуемое им дело говорит само за себя. Расследуемое, но недорасследованное.

УБИЙСТВО, СОВЕРШЕННОЕ В 2000 ГОДУ, БОЛЕЕ 10 ЛЕТ НАЗАД, НЕ РАСКРЫТО ПО СЕЙ ДЕНЬ. Хотя, если честно, отнести его к категории запутанных дел — "висяков" трудно. В материалах отмечено, что один из военнослужащих накануне был подвергнут жестокому избиению и унижению со стороны нескольких сослуживцев. После этого он умер. А вот кто именно виноват в смерти — неразгаданная загадка.

Обстоятельства этого жестокого преступления никого не оставят равнодушным. Речь о гибели 19-летнего Армана Акопяна, единственного сына азатамартика Вардана Акопяна, известного как "Гжот" Вардан. Вардан видел много горя и бед, прошел Карабахскую войну, побывал в тюрьме, испытал лишения, нужду, страдания. Все испытания выдержал с честью. "Сломала" этого сильного человека трагическая гибель сына. Сегодня с Варданом, который предлагает и мне называть его "Гжот", общаться нелегко. К следствию, растянувшемуся на долгие годы, Вардан давно потерял доверие. Будучи военным человеком, он одержим лишь одной мыслью — любой ценой добиться справедливости и наказания убийц сына.

Призывник срочной воинской службы Арман Акопян был убит в ночь с 24 на 25 сентября в военной части Горадиза, где служил. Он скончался от огнестрельного ранения — от пули в лоб. Арман умер не сразу, но оказать медицинскую помощь все-таки не успели, до больницы он не дотянул. Родителям вначале сказали, что сын, по всей видимости, покончил жизнь самоубийством. Но взглянув на мертвое тело Армана, азатамартик понял, что его мальчика перед смертью жестоко избили, а потом расстреляли в упор. Судебно-медицинская экспертиза в свою очередь зафиксировала на теле солдата множество телесных повреждений, не являющихся непосредственной причиной смерти. По всей видимости, многочисленные раны, ссадины и царапины были нанесены Арману тупым предметом при жизни. Всего этого до сих пор не знает мать Армана, Карине, которая при упоминании имени сына не может удержаться от слез.

ВОТ ТАКОЕ ДЕЛО ПРЕДСТОЯЛО РАССЛЕДОВАТЬ ПРОКУРОРУ АЙВАЗЯНУ. Им, надо признать, была проделана немалая работа, допрошено множество людей, выяснены различные обстоятельства, но… все осталось на бумаге. Преступление не раскрыто! Хотя, например, стало известно, что накануне А. Акопян был избит двумя сослуживцами, а вечером у него был конфликт с третьим. Имена всех троих следствию известны. Допрошенный часовой А. Минасян видел, как Арман в сопровождении названных лиц вышел из части. А потом он слышал выстрел и видел, как кое-кто из тех, с кем ушел Арман, возвращается. Позже часовой от своих показаний отказался.

Вардан Айвазян при помощи друзей, с которыми воевал, провел собственное расследование. Он убежден, что сына убили из-за "разногласий" по поводу пропавшего из части автомата. Оружие украли, по словам Вардана, авторитетные ребята. А Арман взял и рассказал о краже проводившему внутреннее расследование замполиту. И в дальнейшем не раскаялся, считая, что поступил правильно, что воров покрывать нельзя. За это и поплатился жизнью.

Дело о смерти А.Акопяна было приостановлено ровно через год, в день смерти парня. Отец солдата не переставал жаловаться во всевозможные инстанции на недобросовестное, некачественно проведенное следствие. Несдержанный в проявлениях эмоций азатамартик, действуя не всегда "мирным" путем, и себе нажил проблемы. Но наконец его услышали. В 2008 году в Министерстве обороны вновь начали расследование. А потом вдруг прислали родителям письмо с неубедительным объяснением и опять приостановили…

Сегодня дело о трагической гибели Армана Акопяна в числе других находится под личным контролем военного прокурора Геворга Костаняна. В недавней беседе с корр. "ГА" он сообщил, что "дал по этому делу соответствующие распоряжения". Военный прокурор несколько раз принимал Вардана Акопяна и считает, что последний предоставил полезную информацию. Следствие возобновлено в следственном управлении Министерства обороны. Увенчается ли оно хоть на этот раз объективным и убедительным результатом?