Логотип

В БАКУ ВСКОЛЫХНУЛИСЬ НАДЕЖДЫ

Статья "Одна из тайн АОД" ("ГА", 13 сентября 2007г.) , посвященная заявлениям, сделанным Ашотом Блеяном в передаче "Поздней ночью", имела множество адресатов, на чей отклик мы рассчитывали: это, естественно, в первую очередь читатели "ГА", реакция которых на сей раз удивила своей активностью и однозначностью; это, конечно, АОД, в адрес которого, в частности Ашота Манучаряна, Блеяном были сделаны такие откровения, точнее разоблачения, игнорировать которые, на наш взгляд, без ущерба собственной чести и достоинству просто невозможно; это — прямо названные в статье Министерство образования и науки и Генеральная прокуратура РА, от которых мы ждем официальных разъяснений по поводу заданных им вопросов. Времени пока прошло немного, и мы надеемся, что получим ответы на эти волнующие общественность вопросы, тем более что в данном случае мы будем особенно настойчивы.
Между тем один отклик последовал незамедлительно, правда, не от упомянутых в статье адресатов, но тоже не совсем неожиданный. Крупный "специалист" по Армении г-н Нурани из бакинской газеты "Эхо" прочитал нашу статью и сделал из нее выводы, которые опубликовал в своей газете 16 сентября.
По поводу первого и главного утверждения г-на Нурани, будто наша статья каким-то образом связана с озабоченностью ростом военного бюджета Азербайджана и содержащем очередные угрозы выступлением Ильхама Алиева в Вильнюсе, сразу же разочаруем его: ничего подобного мы и в мыслях не держали, более того, статья наша к Азербайджану и происходящему там имеет весьма косвенное отношение.
Вопреки мнению азербайджанского коллеги, не имеют отношения к росту военного бюджета Азербайджана ни активность "Партии мира", ни заявления Блеяна, якобы "вновь напомнивших о себе". К нашему огромному огорчению, они никуда не исчезали и напоминают о себе постоянно, делая свое подлое разрушительное дело. Подчеркнем — беспрепятственно и безнаказанно, что и стало поводом для нашего обращения к компетентным органам власти. Свидетельством тому являются хотя бы регулярные статьи в "ГА", посвященные АОД, и в частности Блеяну. Если какая-то активность и наблюдается, то обусловлена она гипотетической возможностью участия экс-президента Л. Тер-Петросяна в очередных выборах.
С другой стороны, было бы удивительно, если бы мы, армяне, и азербайджанцы одинаково воспринимали такие явления, как АОД и Блеян, их действия и высказывания.Так, цитируя вслед за нами высказывание Блеяна, разоблачающее "одну из тайн АОД", азербайджанский журналист делает следующий вывод: "Ашот Блеян первым из армянских политиков нашел в себе силы признать то, что уже давно имело место быть: "карабахское движение" в Армении изначально базировалось на чудовищных мифах о "притеснении" армян Карабаха и необходимости их срочно "спасать", но при этом его размах привел к тому, что Армения оказалась в геополитическом тупике, из которого по сей день не видит выхода". И хотя мы услышали в словах Блеяна нечто другое, касающееся истории не Карабахского движения, а именно АОД, спорить с г-ном Нурани не видим смысла: ведь Блеян запросто в любую минуту готов сказать (а возможно, и говорил неоднократно) буквально теми же словами то, что хотели бы услышать от него азербайджанцы. С ними у него проблем нет.
Знаменателен и заключительный вывод: "Однако сама по себе столь нервозная реакция "Голоса Армении" на интервью Ашота Блеяна показывает, что армянский политический истеблишмент, судя по всему, всерьез напуган ростом влияния "Партии мира". Здесь прервем цитату и сразу скажем: глупость это, не надо выдавать желаемое за действительное. Желание же понятно: "И если этот процесс дойдет до своего логического завершения, это будет означать, что у дипломатического пути урегулирования конфликта есть шанс "сработать".
Вот здесь возразим категорически: нет такого шанса. Ибо, во-первых, нет шанса "довести процесс до логического завершения" (то есть страстно желаемой азербайджанским истеблишментом победы Л. Тер-Петросяна на президентских выборах) , во-вторых, нет такого шанса и в случае "логического завершения", ибо процесс избрания президента и процесс карабахского урегулирования — это "две большие разницы", что уже однажды доказал 1998 год.
На этом можно было бы поставить точку. Однако, воспользовавшись возможностью откровенного диалога с коллегой-врагом (ведь не за миротворческие гранты беседуем) , хотелось бы сказать еще вот о чем. Г-н Нурани в своей статье, в очередной раз упоминая рост военного бюджета Азербайджана, утверждает, будто армянские политики и аналитики, стремясь доказать, что он не так уж страшен для Армении, "пытаются опровергнуть открытие Шарля де Голля, перевернувшего в свое время военную науку новым революционным постулатом: войны выигрываются в тылу". И эти утверждения г-на Нурани — очередной азербайджанский вымысел. Конечно, глупо было бы опровергать известную древним народам еще с незапамятных времен истину, возможно и сформулированную в новые времена в афористической форме де Голлем.
Другое дело, что ни древние, ни генерал де Голль не могли воспринимать эту истину так примитивно, как воспринимают ее современные азербайджанцы, — лишь как рост военного бюджета, в котором они видят панацею от всех прошлых, нынешних и грядущих бед. Но думать так — их дело, да и мы с этим фактором вынуждены считаться. Однако армяне (не путать с кучкой сторонников "Партии мира") более склонны воспринимать его в контексте заповедей, завещанных нам нашими мудрыми учителями. "Наша беда не в том, что в мире существуют турки, — говорил Гарегин Нжде, — а в том, что существуют туркоподобные армяне".
Вот мы и делаем нашу победу в тылу. И азербайджанский отклик свидетельствует, что мы ее делаем цивильно. Остается дождаться официальных армянских откликов.