Логотип

ЛИКВИДАЦИЯ СНБ

Уникальное, беспрецедентное в истории решение о ликвидации Службы безопасности — всего лишь еще одно подтверждение дремучей некомпетентности и неслыханной безответственности аодовского режима
Когда мы еще в начале осени предлагали отметить приближающееся 20-летие Карабахского движения созданием правдивой истории Армении новейшего периода и ликвидацией различных "белых" и "черных" пятен, мы не предполагали, что Л. Тер-Петросян включится в борьбу за пост президента. С другой стороны, еще накануне выборов 2003 года мы призывали Л. Т. -П. принять участие в президентских выборах, ибо были уверены, что это будет способствовать развенчанию упорно распространяемых аодовских мифов, то есть фактически выявлению той же истины. События последних месяцев более чем наглядно подтвердили нашу правоту, и надеемся, до дня голосования еще многое удастся вспомнить и прояснить.
Между тем честно признаем и то, что никак не ожидали той новой волны лжи и фальсификаций, которая сопровождает политическую реанимацию Л. Т. -П. Впрочем, иного трудно было ожидать, ибо тот же 20-летний опыт свидетельствует, что политическая деятельность Л. Т. -П. и К
o
без лжи, фальсификаций и преступлений просто немыслима. То же и сейчас.
Однако предел есть всему, и этот привычный "ресурс" сегодня уже не только не работает на АОД, но и, наоборот, стимулирует, диктует обращение к истории аодовских преступлений перед государством и каждым из нас. Обратимся только к одному, но показательному примеру.
Один из самых черных "серых кардиналов" Третьей Республики, Ваан Ширханян, перечисляя на днях "преступления" действующей власти, назвал и развал системы национальной безопасности: "Разрушены и уничтожены все политические, общественные, производственные и научные компоненты, формирующие систему национальной безопасности" ("ЧИ", 30 ноября 2007г.). Это обвинение г-на Ширханяна, возможно, самое абсурдное из прозвучавших за последние 10 лет, вместе с тем оно как раз из тех, которые позволяют напомнить хотя бы малую частичку правды тем, кто ее якобы забыл.
Тема АОД и КГБ необъятна. Она наверняка восходит к еще митинговым временам, что, как это ни парадоксально, позже, во времена независимости, весьма дорого обошлось не внедренным агентам, а генералу Мариусу Юзбашяну. Уж он-то точно слишком много знал. Справедливости ради заметим, что вследствие скудости наших совковых представлений о возможностях воплощения зла мы тогда не понимали, что вред, нанесенный отечественными агентами, невозможно сопоставить с тем злом, которое принесли нашему государству агенты зарубежных спецслужб, вольготно проникавших в нашу страну со времен АОД. Тем не менее кое-какие "сократы" названы были, а газета "Азатамарт" (1992г, N10) даже опубликовала документы, свидетельствовавшие о более чем тесных связях с КГБ Л. Т. -П. , которые официальной прессой были списаны за счет его профессии востоковеда. Под влиянием зарубежных армян, тогда еще крайне обостренно относившихся к имиджу Армении в мире, тема была замята и приведенные аргументы восприняты как якобы убедительные.
Однако не опасность подобных разоблачений и не желание замести следы послужили причиной ликвидации системы национальной безопасности в стране в 1994 году. Эта неслыханная в истории и не укладывающаяся ни в какие разумные пределы акция была сугубо аодовским воплощением процесса развала системы безопасности всех постсоветских государств. Обычно, как, например, в России, дело оборачивалось назначением некомпетентного начальника, что со временем автоматически приводило к развалу всей системы. У нас некомпетентными были все аодовские назначенцы, но, видимо, этого кому-то показалось недостаточно, и система была попросту ликвидирована. Так что только болезненное воображение г-на Ширханяна и ему подобных "склеротиков" способно представить, будто можно развалить что-то уже вовсе ликвидированное.
Конечно, позже система национальной безопасности была восстановлена. Но потери были необратимы. Приведем свидетельства, авторитетность которых не вызывает сомнений. Вот что говорил, например, бывший начальник Управления национальной безопасности Давид Шахназарян, тогда еще не освобожденный от должности ("Лрагир", 25 апреля 1995г.): "Для иностранных разведок сегодня в Армении созданы райские условия. . . Могут быть использованы как государственные служащие, многие из которых иностранные граждане, так и религиозные секты, организации, действующие под гуманитарным прикрытием, которые наводнили Армению. . . До смешного нелогично также расположение иностранных посольств и представительств в городе Ереване. . . Гостиница "Раздан", где разместилась их большая часть, непосредственно возвышается над правительственными дачами. И даже невооруженным глазом их сотрудники могут наблюдать, и не только наблюдать, все происходящее в квартире президента. А американские университет и посольство, одно — своим положением властвует, другое — непосредственно сидит на коммуникационных системах администрации президента, Верховного Совета и Министерства иностранных дел, имея возможность с помощью простых технических средств слушать самые секретные разговоры самых высокопоставленных чиновников, и не только телефонные".
Много любопытного поведал во время июльских митингов 1995 года бывший советник президента РА по национальной безопасности Ашот Манучарян. Цитировать его за ограниченностью места мы не будем, только напомним, что именно по заявлениям Ашота Манучаряна Прокуратура РА возбудила уголовные дела по многочисленным политическим убийствам, в которых он обвинял Л. Т. -П.
Между тем понятно, что без мнения такого авторитета, как Вано Сирадегян, любые суждения о состоянии органов нашей национальной безопасности аодовского периода не могут быть сколь-нибудь полными. Так вот, этот некогда всемогущий министр, отвечая на вопрос журналиста, не стало ли объединение министерств ВД и НБ лишь поводом для отстранения его от силовых рычагов, сказал знаменательные слова: "Вопрос моего ухода существовал автономно, а объединение, по моему мнению, произошло, так как Л. Т. -П. не знал, что должна делать Служба национальной безопасности в этой стране. У него не было концепции национальной безопасности: ликвидировать — сформировать новую, провести реформы или что-то другое, он не представлял. Он их объединил, полагая, что со временем что-нибудь придумает" ("Аравот", 10 ноября 1998г.).
Придумать он, конечно, ничего не мог и в этой области, как и во всех остальных, ведь за него всегда "придумывали" другие. А в этом вопросе "другие" придумали только одно — развалить и ликвидировать, что он и выполнил.
Пришедшая на смену АОД власть, к счастью, "знает, что должна делать Служба национальной безопасности в этой стране". И делает.
Безусловно, и у нас есть претензии к работе этой важнейшей государственной службы, которые, кстати, мы постоянно высказываем на страницах "ГА". Здесь же коротко скажем, что, будь деятельность СНБ поэффективнее, атмосфера в стране была бы много чище, а всякие "серые кардиналы" типа того же Ширханяна, выступающие сегодня с наглыми и лживыми заявлениями, сидели бы себе тихонько по углам и мечтали только о том, чтобы, не дай бог, не вспомнили об их существовании. Но это уже, понятно, дело не профессионализма, а политической воли. . .