По мере спуска лифта в солерудник на глубину 235 метров, темноту начинаешь ощущать уже на физическом уровне. Чувства еще больше обостряются из-за того, что грузопассажирский подъемник немного открыт по бокам, поэтому сырость, исходящая из недр, постепенно обволакивает, сливаясь со своеобразным запахом каменной соли. Через каких-то две-три минуты (в реальности они кажутся бесконечными) двери с грохотом открываются, и начинается отсчет моего "подземного" стажа.
Лабиринт пещер, сотворенный руками человека, встречает легким ветерком: воздух подается сюда с поверхности земли через специальные вентиляционные системы. После полуденного зноя наверху здесь кажется довольно прохладно. Температура воздуха максимум 19-20 градусов, поэтому в шахте немного влажно от конденсата и иногда приходится чуть ли не скользить на мокрой глине, местами рассыпанной под ногами. Этой породы на самом деле не так уж много в руднике, в основном встречаются 3-4-метровые пласты, в то время как близлежащие соляные массивы достигают 30 метров в ширину.
Соляные залежи вместо нефти
Много лет назад, еще в 1947 году, на территории нынешнего Аванского солекомбината начались поисково-разведочные работы, в ходе которых здесь намеревались найти нефть. Попытки эти, естественно, не увенчались успехом, но каково же было удивление геологов, когда на этом месте обнаружились мощные запасы каменной соли. Спустя двадцать лет рудник был сдан в эксплуатацию, и с тех пор из шахты было извлечено свыше 3 млн тонн соли, а объем образовавшихся пустот составил примерно 1,5 млн кубометров.
— НО ЭТО НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НИКАКОЙ ОПАСНОСТИ, поскольку работы ведутся согласно заранее разработанному проекту, где учтены все вопросы безопасности и устойчивости рабочих камер. Кроме того, соль сама по себе является очень устойчивой породой из-за того, что в ее основе — кристаллическая решетка. Поэтому если в других шахтах все пройденные выработки крепятся деревом или металлом, то здесь рабочие камеры в основном ничем не укрепляются, — детально вводит меня в курс дела главный инженер шахты ЗАО "Аванский солекомбинат" Андраник АВЕТИСЯН.
Прочная кристаллическая структура соли приводит к тому, что в отличие от других пород (того же угля) отбить ее от горного массива молотками практически невозможно. Приходится бурить в глыбе отверстия в определенном заранее порядке, а далее осуществлять взрывные работы. Периодически в шахте слышится глухой хлопок, и часть массива отрывается взрывной волной, постепенно превращая глыбу в огромную пещеру, длина которой в зависимости от мощности солевого пласта может колебаться в пределах 80-100 метров, а ее высота и ширина достигать 20-30 метров.
Разработка первого горизонта на глубине 235 метров уже заканчивается, и работы в основном ведутся на втором горизонте, находящемся на уровне 273 метров под землей. По предварительным подсчетам предстоит извлечь еще 800 тыс. тонн каменной соли, которую при нынешних объемах производства (15-20 тыс. тонн в год) можно добывать как минимум лет сорок. Но самое интересное то, что после закрытия рудника подавляющая часть залежей соли, где-то 70%, останется в недрах земли.
— Да, да, из всех запасов соли за все время эксплуатации шахты должно быть извлечено лишь 30%, потому что, согласно проекту, нужно оставить здесь так называемые предохранительные целики, которые наподобие своеобразного пласта создают стену между глиной и рабочими камерами, предотвращая возможное обрушение. Все эти годы расширение шахты шло на восток, поскольку западная часть месторождения застроена на поверхности земли жилыми объектами. В итоге суммарная протяженность всех выработок составляет сейчас около 15 км по всему руднику, — сообщил главный инженер шахты.
Пищевая соль из подземных газохранилищ
Горнодобывающий комплекс по выработке каменной соли – не единственное производство на Аванском солекомбинате. Здесь также действует обогатительная фабрика, где получают высококачественную поваренную соль "Экстра". Содержание хлористого натрия в ней превышает 99%, хотя даже по ее внешнему виду видно, что это чистая пищевая соль.
— МНОГИЕ ДУМАЮТ, ЧТО ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СОЛИ "ЭКСТРА" мы просто берем глыбы из шахты, размалываем их, расфасовываем и продаем. На самом деле пищевая соль никакого отношения к нашему руднику не имеет. Она получается путем вакуумного выпаривания концентрированных рассолов, добываемых в подземных скважинах на глубине более 1000 метров. Эти скважины находятся сегодня в собственности компании "АрмРосгазпром", кооперация с которой позволяет убить сразу двух зайцев. Газовая компания бурит скважины путем вымывания соляных пластов, в результате чего образуются пустоты, служащие подземным газохранилищем. Однако при этом образуется побочный продукт – рассол, который мы получаем по специальному трубопроводу, а далее на обогатительной фабрике выпариваем вакуумным методом, сушим и йодируем, — рассказывает о тонкостях производства пищевой соли президент ЗАО "Аванский солекомбинат" Арег ГУКАСЯН.
В его уютном, освещенном солнцем кабинете абсолютно иной эмоциональный настрой, нежели в солеруднике, когда над головой тонны земельных пластов. В углу на маленьком столике мягко светятся соляные лампы, которые также производятся на комбинате и обладают множеством лечебных свойств. Основная же продукция компании – пищевая, техническая и кормовая соль – идет на нужды местного рынка. Доля экспорта в соседнюю Грузию составляет всего лишь 5-7%, поскольку транспортная составляющая играет здесь большую роль. Соль ведь не такой уж дорогой продукт, поэтому далеко ее не продашь. Тем не менее солекомбинат пытается расширить свои экспортные горизонты: недавно был отправлен первый контейнер каменной соли для сельскохозяйственных нужд в Швейцарию.
Расширяя горизонты
Освоение новых рынков требует, естественно, совершенно других подходов производства, тем более что с 2002 года комбинат является членом Европейской ассоциации производителей соли. Поэтому последние годы здесь активно работают над модернизацией производства, в ходе которой уже задействованы современные упаковочные линии. Однако планы предприятия намного амбициознее: в течение ближайших 4-5 лет на территории комбината должен быть построен новый завод по производству соли.
— С НАЧАЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ НАШЕГО ЗАВОДА ПРОШЛО БОЛЕЕ 50 ЛЕТ, в течение которых он капитально не ремонтировался и фактически использовался под износ. А соль довольно агрессивный продукт, поэтому все металлические части имеющегося на заводе оборудования быстро выходят из строя, подвергаясь коррозии. В итоге было принято решение не ремонтировать завод, а построить новый, оснастив его передовыми технологиями. Ведь за эти годы наука и производители соли пошли далеко вперед, и нам нужно успевать за ними. Кроме того, мощности нынешнего завода намного превосходят то, что сегодня реально производим. Ведь он строился с ориентиром на нужды Советского Союза. Новый же завод будет построен с учетом нынешних потребностей соли и с некоторым запасом на экспорт, — пояснил г-н Гукасян.
Над проектом нового завода работает сейчас швейцарская компания SEP, специализирующаяся в сфере кристаллизации соли, которая впоследствии займется также оснащением предприятия. Кстати, часть оборудования на сегодня уже закуплена. Параллельно Аванский солекомбинат сотрудничает с ведущей немецкой фирмой DEEP, которой заказан проект по очистке и производству рассола, являющегося сырьем для производства соли. Дело в том, что рассол, получаемый сейчас от компании "АрмРосгазпром", используется в неочищенном виде, сохраняя все имеющиеся в нем микроэлементы. Однако для нужд химпрома и фармотрасли необходима сильно очищенная соль для производства лекарств, препаратов, очищающих воду и т.п.
— Чтобы получать такую соль, нужно очищать рассол от примесей. Сейчас мы этого делать не можем по техническим причинам. Поэтому мы скооперировались с немецкой фирмой и намерены сделать скважину в нашей шахте, производительность которой будет не очень большой, но полученный рассол сможем очищать и получать суперчистую соль для химпрома и фармотрасли. В целом ожидаемый объем инвестиций на все эти проекты составит около 10 млн долларов, реализация которых позволит нам стать более энергонезависимыми, снизить себестоимость соли, став тем самым намного конкурентоспособнее как на внутреннем, так и на внешних рынках, — резюмировал президент ЗАО "Аванский солекомбинат" Арег Гукасян.