Для творческого человека ненужных вещей не бывает. Любой завалявшийся в доме материал или случайно найденный предмет в умелых руках способен превратиться в произведение искусства — оригинальное и красивое. Так произошло и с архитектором Ольгой Азатян: купив однажды по чистой случайности иголку для гобелена, она забросила ее и лишь спустя почти десять лет начала создавать свои картины из нитей.
ТОЛЧКОМ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ЭТИМ ВИДОМ РУКОДЕЛИЯ послужил гобелен "Осенний пейзаж", сделанный подругой Ольги. Дыхание осени, исходящее от этой нитяной картины, было настолько сильным, что Ольга приобрела этот гобелен и повесила дома на видном месте. Вскоре, вспомнив про заброшенную когда-то иглу и кучу собравшихся в доме вязальных нитей, Ольга начала творить, создавая как авторские гобелены, так и репродукции с известных картин.
Уже первая ее работа, сделанная по картине "Нежинский", оказалась весьма удачной. Потрясающая пластика и гибкость "Танцора", как был назван гобелен, была умело передана Ольгой благодаря точному подбору нитей и зоркому глазу мастерицы. Гобелен даже хотели приобрести знакомые из США, однако расстаться со своим "первенцем" Ольга не согласилась.
Вдохновленная "Танцором", Ольга продолжила полюбившееся занятие. Вскоре один за другим в ее доме начали появляться красивые гобелены. Цикл работ "Средневековая армянская миниатюра" стал свидетельством творческого дарования мастерицы. Выбрав несколько миниатюр, Ольга начала кропотливо "собирать" их на полотне. Воссоздавая колорит миниатюр, она стяжок за стяжком ткала нитяную репродукцию, на которой после окончательного процесса, "стрижки", постепенно вырисовывались фигуры, лица и надписи.
ОЖИВШИЕ ПОД РУКОЙ ОЛЬГИ МИНИАТЮРЫ вызвали интерес у служителей армянской церкви в Лос-Анджелесе, и вскоре пять из гобеленов цикла были выставлены на суд прихожан. Так, нитяные картины Ольги Азатян стали узнаваемы за пределами Армении. На родине же ее гобелены тонкой ручной работы дважды становились экспонатами персональной выставки в здании Посольства США, привлекшей внимание как местного, так и зарубежного зрителя. Некоторые из гобеленов Ольги хранятся в частных коллекциях любителей этого вида искусства.
Работы Ольги разнообразны по тематике. Помимо авторских гобеленов, навеянных фантазией мастерицы, в ее коллекции можно найти немало работ на философские темы. Так, погрузившись в изучение индийской философии, она создала ряд гобеленов на тему древних мандал, излучающих покой и невероятную теплоту.
Вообще теплота — одно из отличительных качеств гобеленов Ольги Азатян. Связана она с умением мастерицы тонко чувствовать фактуру нитей и гармонию подобранных цветов и оттенков. "Для создания одного гобелена нередко приходится использовать нити разного качества, — рассказывает Ольга, — важно лишь, чтоб они "сошлись характерами". Немаловажно и сочетание цветов: некоторые гобелены требуют более спокойных оттенков, иные — ярких и пестрых, и зависит это от того, какое настроение, какие мысли ты хочешь вложить в конкретную работу".
По словам Ольги, каждый гобелен связан с тем периодом жизни или мгновением, когда он создается. Однако обязательным условием для всего творческого процесса является положительный настрой, так как гобелен способен вбирать в себя энергетику создателя, благодаря чему готовая работа становится живой.
ИНОЕ ДЕЛО — НИТЯНЫЕ РЕПРОДУКЦИИ картин живописцев и графиков. К этим гобеленам Ольга подходит как профессиональный художник. Научившись за 15 лет рукодельного творчества воспринимать произведения изобразительного искусства как будущий гобелен, она с первого взгляда чувствует, какое из живописных полотен может быть воссоздано при помощи нитей. При этом Ольга вносит в каждую работу свои нюансы, иногда заменяя цветовую гамму оригиналов на диктуемые фактурой гобелена оттенки. Гобелены нередко отличаются от оригиналов и размерами: будучи архитектором, Ольга Азатян прекрасно чувствует, какой величины гобелен способен украсить домашний интерьер. Среди нитяных репродукций Ольги — гобелены с картин друзей и коллег, а также известных художников, таких как Элибекян, Вазарелли и других.
В настоящее время, после годичного перерыва в творчестве, Ольга вновь собирается взять в руки иглу и нити, чтобы начать работу над гобеленами, с картин нашего соотечественника из США Мартироса Манукяна.