Логотип

В УМЕЛЫХ РУКАХ И МЕБЕЛЬ ЗАЦВЕТЕТ

Если человек обладает богатым воображением, трудолюбием и умелыми руками, ему ничего не стоит превратить окружающее его пространство в красивый и оригинальный уголок. Именно таким выглядит дом Армена ПАРСАДАНЯНА, где едва ли не каждый предмет мебели превращен руками хозяина в музейный экспонат.
Необычные отделки из особой смеси, приготовленной по изобретенному мастером рецепту, делают его работы произведениями прикладного искусства. Долгие годы работая мастером по ремонту, позже водителем, Парсаданян и не подозревал, что когда-нибудь займется творчеством. Даже тогда, когда, решив починить поломанный стул, преподнес домочадцам новенькое кресло в готическом стиле. Вскоре творческая мысль Армена заработала и он принялся "скульптурить" на предметах мебели.
Обложившись книгами по искусству с репродукциями экспонатов знаменитых музеев Европы, Парсаданян принялся скрупулезно изучать элементы рококо и барокко. Использовал и национальную символику: присовокупив к изученному традиционные армянские узоры и орнаменты, Армен начал ремесленничать в собственном стиле. Для начала он изобрел собственную технику, которая пока хранится в секрете, основанную на использовании необычной смеси из сочетания деревянных стружек и иных материалов. После особой обработки смесь по пластичности и мягкости становилась похожей на глину, что позволяло мастеру облеплять ею любой предмет. Затем при помощи подручных инструментов, в основном обычного ланцета, он высекал на ней различные узоры. Кропотливо работая над каждой деталью, Армен получал в итоге эффект ювелирной резьбы по дереву.
Первыми "подопытными" предметами в домашней мастерской стали трюмо с большим овальным зеркалом, канделябр на длинной ножке и старые настенные часы с маятником. Работая над ними, Армен с каждым днем добавлял все новые узоры: виноградную лозу, ветви и листья вьющихся растений, нераскрывшиеся бутоны, желуди, цветки роз, лилий и других "красавиц". При этом группы деталей не повторяются ни в одном из отделанных предметов.
Работа над мебельной атрибутикой заняла у Армена несколько месяцев: шутка ли — только на передней части трюмо его сыновья насчитали около 80 роз, да и то сбились со счету. Кроме того, каждый орнамент, по задумке автора, подавался в определенном цвете без использования красок — этот эффект удалось получить, используя разные виды дерева, доминирующим среди которых стала орешина.
Не умея рисовать, Парсаданян, прежде чем приступить к отделке, мысленно прикидывал эскиз будущего изделия. Однако зачастую по ходу работы в его воображении возникали новые сочетания узоров и первоначальная задумка преображалась на глазах. Так, к канделябру для четырех свечей он добавил еще восемь чаш-подсвечников, а на коробке настенных часов, "обросшей" виноградником и желудем, пристроились три свечки.
Углубившись в литературу по искусству средневековья, Армен обнаружил, что в его работах есть элементы, свойственные итальянским, французским, испанским, чешским мастерам — приверженцам готики. Однако насыщенность изделий армянскими орнаментами сделала их уникальными. Творчеству Армена Парсаданяна присуща еще одна особенность — каждое из изделий функционально и имеет применение в быту. Глядясь в зеркало, ты не только оказываешься в обрамлении цветущего сада: размещенные под ним ящички могут использоваться для хранения мелочей. А свечи в канделябре можно зажечь и во время праздничного ужина, и в случае неожиданного отключения электроэнергии.
Сейчас Армен, удостоенный звания мастера-прикладника, завершает работу над необычной книгой. Внешне похожая на настоящую, она сделана в виде шкатулки для хранения Библии. В процессе работы и "царское кресло", отделанное в стиле рококо. В свободное же от творчества время мастер-самоделкин, как в шутку называет себя Армен, сооружает подрамники для картин из домашней коллекции и другие детали интерьера.
У Армена Парсаданяна есть творческие планы и мечты. Мастер намерен подать заявку на получение авторского свидетельства на изобретение новой технологии в резьбе по дереву, после чего с удовольствием поделится с желающими секретами своего мастерства. Кроме того, он подумывает организовать выставку своих работ. Но самое главное — Армен мечтает найти работу, в которой он мог бы практически применить свое дарование и технические новшества.