Продевая разноцветные нити через особые веревки на торке — ручном ковроткацком станке, тикин Валя, казалось, не замечает ничего вокруг. Согнув спину, она быстро орудует специальными инструментами, стараясь плотнее посадить нити друг на друга. Стежок за стежком, узелок за узелком — и вскоре под ловкими движениями пальцев начинают вырисовываться очертания еще одного шедевра народного творчества, коими полон дом народной мастерицы Армении Валерии ОГАНЕСЯН и украшены многие музеи и частные коллекции мира.
ПРИРОДНЫЙ ТАЛАНТ К РУКОДЕЛИЮ передался тикин Валерии по женской линии. Мать, искусная вышивальщица, с детства привила своим дочерям интерес к работе с иглой и нитями, а бабушка — одаренный керамист и вязальщица карпетов приобщила внучек к традициям армянского прикладного искусства. Именно эта нить, тянущаяся из поколения в поколение, привела 11-летнюю Валерию в кружок рукоделия при ереванском Дворце пионеров. Уже детские работы Вали отличались богатым воображением и техническим мастерством, что дало право педагогу посоветовать ей выбрать в качестве будущей профессии рукоделие. И она подала заявление в только что открывшееся в 1966г. в Ереване Художественно-техническое училище им. Эримджяна. Среди ее педагогов были выдающийся художник Мартирос Сарьян и прославленная ковровщица и фольклорист Серик Давтян. Лекции мастеров помогли ей понять специфику армянского народного искусства, его тонкости и национальные особенности.
После защиты диплома руководство училища решило оставить Валю в стенах родного учебного заведения в качестве преподавателя. В связи с открытием ковроткацкого отделения Валерию отправили на стажировку на столичную фабрику объединения "Армковер". В творческой жизни рукодельницы начался новый этап, в корне изменивший ее будущее.
На фабрике к молодому специалисту отнеслись без особого внимания, и Валерии пришлось самой всматриваться в работу ткачей, пытаясь освоить сложные приемы ковроделия. Закупив литературу по ковроткачеству, девушка занялась самообразованием. Большое внимание она уделяла и изучению средневековых миниатюр и армянской орнаменталистики, лежащих в основе национальных ковровых узоров. Через месяц перед директором училища предстал обученный специалист: Валерия не только постигла секреты ковроделия, но и разработала методику, технологию и программу для обучения студентов нового отделения.
В ПЕРВЫЙ ГОД ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ под руками Валерии Оганесян родился ковер, посвященный Ованнесу Туманяну. В сотканном из нитей разных оттенков портрете великого поэта, изображенном в окружении родного Дсеха, Араратской долины, героев собственных произведений, проявилось оригинальное авторское видение Валерии, ее потрясающее чувство цвета, техническое совершенство. Вскоре с торка один за другим начали сходить разнообразные изделия. Ковры с традиционными армянскими орнаментами и символикой, сумки, хурджины, таразы — работу над этими изделиями Валерия сочетала с вышиванием, кружевоплетением, изготовлением гобеленов в традициях старинных мастеров.
Отойдя со временем от традиционной символики, мастерица принялась создавать вязаные портреты и пейзажи, тематические панно, требующие наблюдательности и технической четкости. Часто выезжая на природу, Валерия всматривалась в родные пейзажи, срисовывала детали хачкаров, изучала историко-архитектурные памятники Армении. На этой основе составлялись эскизы будущих нитяных творений. И каждая новая работа становилась для нее сродни ребенку, в мучениях произведенному на свет.
"МОИ КОВРЫ — ЭТО МОИ ДЕТИ, одинаково родные, но непохожие по характеру, ауре, судьбе, — говорит Валерия Оганесян. — Ведь я просыпаюсь и засыпаю с ними, вкладывая в каждый свою любовь, страдание, радость, уходящие дни. Разлетаясь же по миру, они заставляют меня тосковать и вместе с тем гордиться, ибо это — плоды моего кропотливого труда".
Каждое из ее творений имеет название. Поэтический гобелен "Журавли" полон осенней меланхолии, "Армения" — ковер, сотканный к 50-летию советской власти и украшенный архитектурными памятниками страны, обрамленными национальными орнаментами, "Андраник", работа над которым отняла у мастерицы три года, гобелен "Хримян Айрик" — оригинальных творений Валерии Оганесян за десятки лет творчества создано более тысячи. Кульминацией же ее творческого воображения и мастерства стал ковер "Санаин", созданный без предварительных чертежей и относящийся к лучшим творениям ковроткацкого искусства.
УМЕЛЫЙ ПОДБОР ЦВЕТОВЫХ ОТТЕНКОВ, приглушенных, спокойных и в то же время насыщенных, — отличительная черта творчества тикин Валерии. Пользуясь в работе богатым домашним архивом, в котором хранятся шерстяные нитки отечественного производства, мастерица сама окрашивает их в нужные тона. При этом она пользуется природными красителями, которые готовит по особой технологии из сокровищницы родной флоры. Корни, скорлупа, листья орешины, корень марены, армянская кошениль, цветки бессмертника — краски из этих и других растений помогают вдохнуть в изделия живые природные цвета, которые не блекнут с годами.
Неповторимые работы Валерии Оганесян в разных жанрах рукоделия — индивидуальные по почерку, мастерские по технике исполнения и глубоко национальные по духу — украшали стенды многих выставок и фестивалей республиканского, всесоюзного и международного масштаба, не раз становясь победителями. Об этом свидетельствуют многочисленные дипломы, грамоты и медали, бережно хранимые в отдельной папке. А в 1977г. мастерица была удостоена звания лауреата Всесоюзной ВДНХ.
В промежутках между ковроткачеством мастерица продолжает вязать уникальное кружево диаметром больше метра, первые петли которого были сделаны еще 30 лет назад. "Колесо любви и жизни" называется это кружево, каждая деталь которого несет свой смысл: жизнь полна радостных дней (элементы хоровода) , насыщена историческими событиями (колокола Чаренца) , сохранившимися в летописи (хачкары) и творчестве народа (национальные орнаменты и узоры) , талант которого не раз пытались уничтожить (червь вокруг цветущего виноградника). Но мы непобедимы (львы-хранители) , ибо любим свою страну и свой народ, и это вечно (знак вечности) — как сама жизнь.
